В соответствии с действующим законодательством, контрольно-счетной палатой проведена экспертиза проекта бюджета города Новосибирска на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов.
Основные параметры бюджета основаны на Прогнозе социально-экономического развития и Основных направлениях бюджетной и налоговой политики города Новосибирска.
При формировании проекта бюджета учитывалось, что в среднесрочном периоде по городу Новосибирску прогнозируется сохранение в целом стабильной социально-экономической ситуации при умеренных темпах роста значений ряда основных макроэкономических показателей, что соответствует прогнозным ожиданиям в целом по Российской Федерации и Новосибирской области.
Проект бюджета сформирован в соответствии с действующим законодательством и соблюдением всех ограничений, установленных в части: объема муниципального долга, расходов на его обслуживание и предельного размера дефицита бюджета.
К позитивным аспектам представленного проекта бюджета города следует отнести рост собственных доходов, отмечаемый в течение всего среднесрочного периода.
Как положительный фактор, влияющий на прогнозируемый объем собственных доходов бюджета города, следует отметить планируемые дополнительные поступления в результате сокращения задолженности по отдельным видам налоговых доходов.
В то же время, отмечается снижение объема безвозмездных поступлений, включенных в проект бюджета на очередной год, в том числе межбюджетных субсидий. Однако, как показывает многолетняя практика, в ходе исполнения бюджета города объем межбюджетных трансфертов существенно увеличивается.
По результатам проведенного анализа обоснованности объемов доходов, включенных в проект бюджета, Палатой предложено уточнить в ходе исполнения бюджета города в 2024 году прогноз поступлений по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения.
В части распределения расходов бюджета города, Палата отмечает, что в среднесрочном периоде сохранена его социальная направленность. Так, доля расходов на социальную сферу в 2024 году составит 65% от общего объема расходов бюджета.
К позитивным факторам следует отнести и сохранение на высоком уровне доли расходов бюджета на реализацию мероприятий муниципальных программ города Новосибирска, являющихся ключевым механизмом, с помощью которого увязываются стратегическое и бюджетное планирование.
В среднесрочном периоде мэрией города Новосибирска будет продолжена работа по реализации мероприятий, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, а также по достижению соответствующих результатов реализации национальных проектов.
Динамика капитальных вложений характеризуется снижением объемов финансирования по сравнению с текущим годом, что обусловлено сокращением объемов межбюджетных трансфертов. Соответственно снижается инвестиционная составляющая в расходах бюджета.
Бюджет города на 2024-2026 годы планируется с дефицитом, источниками финансирования которого являются заемные средства, что обуславливает рост объема внутреннего муниципального долга, при этом его удельный вес в объеме налоговых и неналоговых доходах сокращается.
В то же время, Палата отмечает, что долговая политика на среднесрочный период направлена на повышение кредитоспособности бюджета, обеспечение сохранения объема долговых обязательств на экономически безопасном уровне, в пределах, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, стабильности обслуживания и погашения долговых обязательств.
В заключении хочу отметить, что представленный проект бюджета позволит обеспечить функционирование городского хозяйства, учреждений и организаций социальной сферы, выполнение всех социальных обязательств, реализацию указов Президента Российской Федерации, в связи с чем, предлагаю:
принять проект решения «О бюджете города Новосибирска на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов» с учетом выводов и предложений.