Мониторинг исполнения бюджета города за 1 полугодие 2023 года

Мониторинг исполнения бюджета города за 1 полугодие 2023 года

В соответствии с планом деятельности, контрольно-счетной палатой проведен мониторинг исполнения бюджета города за 1 полугодие 2023 года.

Исполнение бюджета города Новосибирска в 1 полугодии 2023 года происходило в условиях серьезных внешних вызовов и негативного влияния на социально-экономическое развитие Новосибирской области и экономику России в целом, беспрецедентного санкционного давления. Однако, российская экономика сохранила свою устойчивость и продемонстрировала оптимистические тенденции. В экономике Новосибирской области по итогам первого полугодия 2023 года по большинству показателей сложилась положительная динамика.

По состоянию на 1 июля 2023 года бюджет города Новосибирска исполнен по общему объему доходной и расходной части на 43,3 и 40,1%, соответственно. По итогам полугодия бюджет города исполнен с профицитом в размере 1,8 млрд. рублей.

По сравнению с аналогичным периодом 2022 года общий объем доходов бюджета города увеличился на 6,8 млрд. рублей (23,8%), при этом выросли как собственные доходы - на 0,7 млрд. рублей (5,1%), так и безвозмездные поступления - на 6,1 млрд. рублей (40,1%).

Опережающие темпы роста безвозмездных поступлений привели к увеличению их доли в структуре доходов бюджета города на 7,1 процентных пункта, которая составила 60,4%.

Объем налоговых доходов составил 11,5 млрд. рублей (40,4% от плана). По сравнению с аналогичными данными 2022 года налоговых доходов поступило больше на 699 млн. рублей (6,5%).

В структуре поступивших налоговых платежей определяющими являются 3 налога – НДФЛ, налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и земельный налог, которые суммарно обеспечили 95% всех налоговых доходов бюджета.

Отмечается разнонаправленная динамика поступлений налоговых доходов бюджета.

Наибольший рост объемов поступлений в абсолютном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2022 года сложился по налогу на доходы физических лиц – на 1,1 млрд. рублей (14,8%), а наибольшее снижение поступлений – на 304 млн. рублей (27,3%) отмечается по земельному налогу.

В первом полугодии 2023 года незначительно в относительном выражении снизились неналоговые доходы бюджета города. Объем неналоговых поступлений составил 2,6 млрд. рублей (50,7% от плана), что на 13 млн. рублей (0,5%) меньше объема поступлений за аналогичный период 2022 года.

Как и в случае с налоговыми доходами в отношении неналоговых доходов также отмечается разнонаправленная динамика их поступлений по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Наибольшее влияние на снижение неналоговых поступлений бюджета города оказало уменьшение доходов от оказания платных – на 130 млн. рублей или на 13%, что обусловлено, в основном, изменением типа учреждений образования с казенного на бюджетное.

В структуре поступлений неналоговых доходов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года отмечается рост доли доходов от использования имущества, от продажи материальных и нематериальных активов и платежей при пользовании природными ресурсами, и, в свою очередь, уменьшение доли по остальным видам неналоговых доходов.

Общая задолженность перед бюджетом города по состоянию на 1 июля составляла 4,5 млрд. рублей, из которой 1,1 млрд. рублей - задолженность по налоговым доходам (с начала года выросла на 264 млн. рублей или 23,3%) и 3,5 млрд. рублей – просроченная дебиторская задолженность по неналоговым доходам (сократилась на 79 млн. рублей или 2,2%). Таким образом, в целом общая задолженность перед бюджетом города увеличилась на 185 млн. рублей (4,3%).

Задолженность по доходам, администрируемым ДЗиИО мэрии, составляет 3,3 млрд. рублей или 73% всей задолженности, в том числе по доходам от арендной платы за земельные участки – 3,2 млрд. рублей.

Следует отметить, что по данным ДЗиИО мэрии, из общей суммы задолженности по доходам от арендной платы за земельные участки нереальная к взысканию задолженность составляет 1,6 млрд. рублей или 51%.

Расходная часть бюджета города исполнена на 33,6 млрд. рублей (40,1% от плана), что выше исполнения соответствующего периода 2022 года на 6,2 млрд. рублей или на 22,7%. Как и в предыдущие годы, основная доля расходов в бюджете города (57%) приходится на сферу образования.

По 5 разделам исполнение сложилось выше уровня исполнения бюджета в целом, в том числе по всем «социальным» разделам. Наиболее низкое исполнение отмечается по разделам «Охрана окружающей среды» (12%) и «Обслуживание государственного и муниципального долга» (13%), основные расходы по которым предусмотрены во втором полугодии.

В 1 полугодии 2023 года капитальные вложения в экономику города составили 2,0 млрд. рублей (5,9% от общего объема расходов), что больше на 13 млн. рублей (или на 0,7%) чем за соответствующий период 2022 года. Исполнение составило 19,5% при уточненном плане 10,2 млрд. рублей. При этом, значительная часть расходов на капитальные вложения (95%) произведены за счет межбюджетных трансфертов.

В 1 полугодии 2023 года, основную долю составили инвестиции, направленные в объекты жилищного и коммунального строительства – 1,5 млрд. рублей, при этом их удельный вес составил 73%.

В первом полугодии профинансированы мероприятия 21 МП в объеме 31,0 млрд. рублей, что составляет 41,6% от плановых назначений. Удельный вес программных расходов составил 92,1%.

Уровень исполнения расходов на программные мероприятия за счет собственных средств бюджета города составил – 43,4%, за счет МБТ – 40,5%.

На уровне свыше 45% профинансированы мероприятия лишь 5 из 21 муниципальной программы.

Менее, чем на 10% профинансированы мероприятия МП «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Новосибирске» - на 3,7%.

На обеспечение положений майских указов Президента РФ от 7 мая 2012 года в первом полугодии 2023 года направлено 8,9 млрд. рублей (45% от плана).

За январь-июнь 2023 года, по данным ГРБС, наблюдается рост среднемесячной заработной платы всех категорий работников по сравнению с 2022 годом.

В то же время, по некоторым категориям работников не удалось достичь установленных целевых индикаторов.

В рамках исполнения Указа № 599 в 2023 году проводится работа по материально-техническому оснащению новой сети дошкольных учреждений.

По данным ДО мэрии численность детей, состоящих на учете для определения в дошкольные учреждения на 1 июля 2023 года в возрасте от 3 до 7 лет, составляла 917 человек.

В 2023 году мэрией города Новосибирска продолжена работа по обеспечению реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 и от 21 июля 2020 года № 474.

В бюджете города предусмотрено финансирование 6 национальных проектов: «Демография», «Образование», «Жилье и городская среда», «Безопасные и качественные дороги», «Культура», а также «Экология».

Общий объем финансирования в рамках национальных проектов запланирован в сумме 9,0 млрд. рублей, исполнение за первое полугодие 2023 года составило 1,7 млрд. рублей (19,3%), что составляет лишь незначительную часть совокупных расходов бюджета города – 5,2%.

На реализацию нацпроекта «Демография» на 2023 год запланированы бюджетные ассигнования в сумме 587 млн. рублей, которые исполнены на 35%.

В рамках данного нацпроекта в целях достижения 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет, планируется окончание строительства и ввод в эксплуатацию здания детского сада по ул. Гребенщикова, 4 в Калининском районе с наполняемостью 320 мест.

По данным ДО мэрии численность детей, состоящих на учете для определения в дошкольные учреждения на 1 июля 2023 года в возрасте от 1,5 до 3 лет, составляла – 2 919 детей.

На реализацию нацпроекта «Образование» на 2023 год запланированы бюджетные ассигнования в сумме 3,5 млрд. рублей на создание новых мест в общеобразовательных организациях. В 2023 году планируется ввести в эксплуатацию здание 3 школ.

Кроме того, начато строительство здания школы по ул. Кубовой, 100 в Заельцовском районе на 825 мест. Плановый срок сдачи объекта - 2024 год.

Планируемое количество учреждений, ведущих занятия во вторую и третью смену, в 2023-2024 учебном году составит 166 единиц из 201 или 83%. При этом, численность обучающихся во вторую и третью смену составит 78 тыс. учащихся (36,5% от общего количества обучающихся).

На реализацию нацпроекта «Жилье и городская среда» на 2023 год запланированы бюджетные ассигнования в сумме 2,2 млрд. рублей, исполнение за первое полугодие составило 21,9%.

В рамках нацпроекта бюджетные ассигнования планируется направить:

  • на выплату возмещения за изъятые жилые помещения;
  • на благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов;
  • на благоустройство общественных пространств;
  • на продолжение строительства ливневого коллектора.

На реализацию нацпроекта «Безопасные качественные дороги» на 2023 год запланированы бюджетные ассигнования в сумме 2,6 млрд. рублей на капитальный ремонт и строительство (реконструкцию) автомобильных дорог. Исполнение составило 24,6%

В рамках нацпроекта «Культура» в 2023 году начата реконструкция здания музея по ул. Советской, 24, а также запланировано переоснащение библиотек по модельному стандарту.

В рамках нацпроекта «Экология» бюджетные ассигнования в объеме 115 млн. рублей направлены на реализацию мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок.

В соответствии с данными, представленными в муниципальной долговой книге, муниципальный долг на 1 июля 2023 года составляет 20,6 млрд. рублей. С начала года за 6 месяцев муниципальный долг уменьшился на 2,6 млрд. рублей. Увеличение плановых показателей налоговых и неналоговых доходов, при уменьшении объема муниципального долга повлекло снижение его доли в объеме налоговых и неналоговых доходов с 70,5% до 61,6% на 1 июля.

В городе сохранен диверсифицированный долговой портфель. По состоянию на 01.07.2023 неиспользованный лимит по заключенным контрактам на предоставление кредитных ресурсов для финансирования дефицита бюджета города и погашения муниципальных долговых обязательств составил 18,3 млрд. рублей.

При запланированных расходах на обслуживание муниципального долга в объеме 1,35 млрд. рублей, исполнение за январь-июнь составило 170 млн. рублей или 12,6%.

Плановые значения дефицита бюджета, объема муниципального долга и объема расходов на обслуживание муниципального долга не превышают ограничений, установленных БК РФ.

Боковая панель

Виртуальная приемная

Виртуальная приемная

В «Виртуальной приемной» вы сможете оставить ваше обращение
Вам нравится наш новый сайт?

Вам нравится наш новый сайт?

Проголосуйте! Нам очень важно ваше мнение.
Вакансии города

Вакансии

Сведения о вакантных должностях муниципальной службы

Поиск по сайту

Популярные услуги в вашем регионе

Виртуальная приемная

Виртуальная приемная

В «Виртуальной приемной» вы сможете оставить ваше обращение
Вакансии

Вакансии

Сведения о вакантных должностях муниципальной службы