Проверка деятельности ДТиДБК мэрии города Новосибирска по исполнению отдельных бюджетных полномочий ГРБС, включая обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в 2021-2022 годах

Проверка деятельности ДТиДБК мэрии города Новосибирска по исполнению отдельных бюджетных полномочий ГРБС, включая обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в 2021-2022 годах

В соответствии с планом деятельности Контрольно-счетной палаты города на 2023 год проведена проверка деятельности департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска по исполнению отдельных бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств, включая обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в 2021-2022 годах.

Основную долю в общем объеме финансового обеспечения мероприятий в сфере транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса города Новосибирска составляли:

  • средства бюджета города в 2021 году это 54,3%, в 2022 году - 55%,
  • средства областного бюджета составляли в 2021 году 31,2%, в 2022 году - 37%;
  • средства Федерального бюджета 14,5% и 8% соответственно.

Уменьшение доли средств Федерального бюджета в общем объеме финансирования на 6,5% или 508,6 млн. рублей произошло в связи с отсутствием бюджетных ассигнований в 2022 году на ремонт автомобильных дорог в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги».

Объем бюджетных ассигнований направленных на реализацию мероприятий в сфере транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса города Новосибирска ежегодно утверждался в бюджете города Новосибирска, в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета города Новосибирска, и регулярно корректировался.

В проверяемом периоде основное увеличение бюджетных ассигнований произошло в третьем квартале 2021 года на 14,5% или 1млрд. 318 млн. рублей, и третьем квартале 2022 года на 10,3% или 1 млрд. 242 млн. рублей, в основном, в связи с корректировкой доходной части бюджета и выделением дополнительных межбюджетных трансфертов. В четвертом квартале увеличение составило 5,8% или 601 млн. рублей в 2021 году и 2,6% или 348 млн. рублей в 2022 году.

Исполнение утвержденных бюджетных назначений в рамках целевых программ составило в 2021 году 96,3%, в 2022 году - 95,2% от утвержденных бюджетных назначений.

Основное неисполнение произошло по расходам, предусмотренным на закупки товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд и в 2022 году по бюджетным инвестициям в связи с экономией по результатам выполнения работ, а также из-за несостоявшихся закупочных процедур по причине отсутствия поданных заявок, и невыполнением части работ по ремонту автомобильных дорог, в связи с наступлением неблагоприятных погодных условий или в результате выполнения работ с ненадлежащим качеством.

В течение двух лет лидером по суммовому значению неисполнения являлось МКУ «УДС»: в 2021 году в размере 149 млн. рублей или 36,5% от общего объема неосвоения и в 2022 году 295 млн. рублей или 45,2%, за счет невыполнения подрядными организациями части работ по ремонту автомобильных дорог, в основном в связи с наступлением неблагоприятных погодных условий и выполнением работ ненадлежащего качества.

Другой причиной неосвоения средств являлось неисполнение муниципальных контрактов на перевозку пассажиров. В ходе проверки установлено, что Департамент транспорта и МКУ «ЦУГАЭТ» в 2021 корректировку лимитов бюджетных обязательств по заключённым муниципальным контрактам на перевозку пассажиров выполнили несвоевременно, а в 2022 году корректировка лимитов под фактическую потребность не проводилась. Сложившаяся практика приводит к исключению из бюджетного процесса значительных средств бюджета города на продолжительный период, в 2021 году – 114,3 млн. рублей, в 2022 году – 70,8 млн. рублей.

Департамент транспорта и МКУ «ЦУГАЭТ» имели возможность на более ранних сроках (поэтапно) корректировать объемы бюджетных ассигнований, что позволило бы эффективно их перераспределять и использовать. Сложившаяся практика выполнять корректировку бюджетных ассигнований в конце бюджетного года (как правило в декабре) не позволяет использовать высвободившиеся средства.

В 2022 году крупные значения неосвоения лимитов показали:

  • муниципальное предприятие «МетроМиР» за счет непредоставления актов выполненных работ в связи с отсутствием положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и
  • дорожно-эксплуатационные учреждения города в связи с невыполнениями подрядчиками части работ по вывозу снега, из-за его отсутствия.

В ходе различных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проводимых КСП в Департаменте транспорта и подведомственных предприятиях и учреждениях в течение проверяемого периода выявлялись ситуации расходования финансовых средств в рамках отдельных отчётных периодов сверх первоначально запланированных размеров, которые, с одной стороны, формально способствовали снижению размера неосвоения выделенных бюджетных средств департаментом, с другой стороны, приводили к фактическому беспроцентному кредитованию поставщиков и подрядчиков за счёт бюджетных средств.

Например,

1. в нарушение ст. 95 федерального закона №44-ФЗ к муниципальным контрактам, заключённым в «ДЭУ №1» на поставку ГСМ, в ходе их исполнения заключены дополнительные соглашения, по которым изменено существенное условие контракта.

В нарушение п 3.2.1 муниципальных контрактов осуществлено оформление универсальных передаточных документов и заявлена приёмка ГСМ, которые надлежащим образом на момент принятия к учёту не переданы от поставщика, и, как следствие, необоснованно осуществлена оплата поставщику. В результате этого в качестве имущества учреждения учитываются на отчётные даты перечисленные поставщику авансы.

2. Обнаружены неоднократные факты заключения «ДЭУ №1» дополнительных соглашений в конце года к муниципальным контрактам на поставку противогололёдного материала «Бионорд» с изменением сроков оплаты поставленного товара, улучшающие финансовые условия для поставщиков, что также говорит о наличии свободных финансовых ресурсов на конец каждого отчётного периода:
  • в 2021 году – 129,9 млн. рублей;
  • в 2022 году – 163,3 млн. рублей.

3. В 2022 году «ДЭУ №1» условия муниципального контракта на выполнение работ по установке пешеходных ограждений изменены в пользу исполнителя таким образом, в результате которого размер финансирования в 2022 году увеличен на 4,1 млн. рублей, за счёт переноса срока оплаты на более ранний финансовый год, из них обязанность по оплате в размере 2,8 млн. рублей сформирована в результате завышения стоимости выполненных работ за счёт недостатков на стадии формирования НМЦК.

4. В нарушение соглашения о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение муниципального задания МБУ «ГЦОДД» департамент перечислял субсидию учреждению без соблюдения графика перечисления субсидии, являющегося неотъемлемой частью соглашения, что создало условие для возникновения кредиторской задолженности и и привело к неосвоению средств субсидии и повлекло наличие остатков средств на лицевом счете учреждения.

В соответствии с бюджетной росписью Департамент предоставил бюджетные субсидии МБУ «ГЦОДД» в полном объеме. В тоже время согласно отчетных данных «ГЦОДД» использовал средства субсидии, выделенные в 2022 году в размере 77,7%. По состоянию на 01.01.2023 размер неприсвоенных бюджетных обязательств составлял 41,5 млн. рублей или 4,9% от плановых назначений, неисполнено денежных обязательств на сумму 190,4 млн. рублей, из них только 81,5 млн. рублей или 42,8% подтвержденная кредиторская задолженность.

Анализ обеспечения результативности и целевого характера использования бюджетных средств показал, что в течение двух лет МБУ «ГЦОДД» бюджетные субсидии, выделенные на строительство светофорных объектов типа Т1 и типа Т7 полностью не осваивало, при этом департамент транспорта изменения в бюджетную роспись не вносил, в связи с чем ежегодно излишне перечисленные средства субсидии аккумулировались на лицевом счете МБУ «ГЦОДД», что создало условие для неэффективного и нерационального использования бюджетных средств в сумме 16,9 млн. рублей, в том числе в 2021 году 1,3 млн. рублей, в 2022 году 15,6 млн. рублей).

Деятельность Департамента транспорта, а также подведомственных предприятий и учреждений в течение рассматриваемого периода была подвержена ряду негативных факторов, не способствующих качественному и эффективному расходованию выделенных финансовых средств и решению поставленных перед департаментом задач, а также негативно влияющих на результативность расходования выделенных средств, среди этих факторов:

  • недостатки на стадии планирования потребности в финансировании как в целом на реализацию отдельных проектов и направлений, так и на каждый бюджетный период в отдельности;
  • несвоевременное осуществление переноса освобождающихся лимитов;
  • непроведение или несвоевременное проведение необходимых подготовительных мероприятий для оперативной реализации инфраструктурных проектов в условиях изменяющихся условий финансирования;
  • системная деятельность в подведомственных учреждениях по внесению изменений в условия муниципальных контрактов в интересах поставщиков и подрядчиков.
На основании данных выборочного рассмотрения ситуаций неосвоения и/или некорректного освоения лимитов можно сделать вывод, что лимиты бюджетных ассигнований в размере 373,9 млн. рублей в 2021 году, и 777,5 млн. рублей - в 2022 году могли быть перераспределены на другие цели, такие как:
  • финансирование приобретений товаров/ работ/ услуг по другим направлениям;
  • выполнение работ, направленных на реализацию отдельных мероприятий муниципальной программы, по которым денежные средства на выполнение не предусмотрены, или предусмотрены в недостаточном количестве;
  • выполнение наказов избирателей депутатов Совета депутатов г. Новосибирска;
  • на снижение долговой нагрузки перед коммерческими банками подведомственных предприятий и т.д.
По результатам проведения проверки:
  • подготовлен акт от 30 марта 2023 года;
  • в адрес Департамента направлено представление с требованием устранить выявленные нарушения.
Руководством департамента предоставлен ответ с перечнем мероприятий, направленных на устранение, часть из которых к настоящему моменту уже выполнена.
Материалы проверки отправлены в правоохранительные органы.

Боковая панель

Виртуальная приемная

Виртуальная приемная

В «Виртуальной приемной» вы сможете оставить ваше обращение
Вам нравится наш новый сайт?

Вам нравится наш новый сайт?

Проголосуйте! Нам очень важно ваше мнение.
Вакансии города

Вакансии

Сведения о вакантных должностях муниципальной службы

Поиск по сайту

Популярные услуги в вашем регионе

Виртуальная приемная

Виртуальная приемная

В «Виртуальной приемной» вы сможете оставить ваше обращение
Вакансии

Вакансии

Сведения о вакантных должностях муниципальной службы