Проверка эффективности деятельности МУП "Спецавтохозяйство"

Проверка эффективности деятельности МУП "Спецавтохозяйство"

В соответствии с планом деятельности Контрольно-счетной палаты города на 2021 год проведена проверка эффективности деятельности муниципального унитарного предприятия города Новосибирска «Спецавтохозяйство» за 2018-2020 годы.

По результатам контрольного мероприятия установлено, что создание Регионального оператора (ООО «Экология Новосибирск») существенно ограничило конкурентную среду в сфере вывоза твердых коммунальных отходов (ТКО) - с одной стороны, законом определено, что МУП «САХ» не может напрямую заключать договоры с организациями, обслуживающими жилые дома, оно вынуждено работать по условиям, указанным Региональным оператором-монопольной организацией, которая диктует условия сотрудничества. Цена услуги и условия по расчетам зависит от Регионального оператора.

Несмотря на то, что по итогам 2019-2020 годов Региональный оператор показал себя как не надежный плательщик, расторгнуть договор Предприятие не в состоянии, так как обеспечить работой дорогостоящую специализированную технику (мусоровозы) в условиях действующего законодательства практически было не возможно.

Предприятие не прекращало вывоз ТКО по причине неоплаты, понимая, что отказ от оказания услуги по вывозу и утилизации твердых коммунальных отходов повлечет за собой захламление мест складирования отходов, и соответственно ухудшение санитарноэпидемиологической обстановки в городе в целом.

Сложившаяся ситуация негативно сказывается и на финансовом состоянии Предприятия. Анализ финансовых показателей деятельности показал, что финансовое состояние МУП «САХ» по состоянию на 31.12.2020 года достигла критического уровня, оно было финансово не устойчиво и не платежеспособно.

За три года сумма дебиторской задолженности по Предприятию увеличилась в 16,8 раза и по состоянию на 31.12.2020 достигла размера 469,5 миллиона рублей, в том числе задолженность Регионального оператора составила 272,6 миллиона рублей, в том числе: - за оказанные услуги транспортирования ТКО – 192,0 миллиона. рублей; - за оказанные услуг по размещению ТКО – 80,6 миллиона рублей.

По итогам 2020 года сумма дебиторской задолженности составила 86,2% от суммы выручки, другими словами, почти 90,0% годовой выручки Предприятия иммобилизовано (выведено из оборота), то есть МУП «САХ», находится в затруднительном финансовом положении - свободные денежные средства отсутствуют.

Рост дебиторской задолженности влечет за собой и увеличение кредиторской задолженности. За этот же период кредиторской задолженность увеличилась в 6,9 раза и составила 408,5 миллиона рублей.

Неисполнение Региональным оператором условий договоров в части оплаты за выполненные работы, рост дебиторской и кредиторской задолженности, высокая лизинговая нагрузка, приводили к отсутствию оборотных средств и вынуждали МУП «САХ» постоянно прибегать к привлечению кредитных ресурсов. Так, за период 2019-2020 годы было привлечено заемных средств на сумму 131,0 миллион рублей.

Помимо привлечения заемных средств, Департаментом энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности Предприятия, оплачена задолженность за МУП «САХ» по налогам, сборам, взносам в бюджет, а также за аренду земельных участков на общую сумму 55,6 миллиона рублей (2019 - 49,5 млн. рублей; 2020 - 6,1 млн. рублей).

Кроме финансовой составляющей, Палатой рассмотрен вопрос эффективного использования муниципального имущества, в результате установлено, что не зарегистрировано право муниципальной собственности и право хозяйственного ведения по двум объектам недвижимости, используемых в производственном процессе.

Анализ использования земельных участков показал, что не в полном объеме заключены договоры аренды земельных участков. Так из шести участков, на которых расположены объекты непроизводственного назначения, только по адресу ул. Татарская, 83 оформлен договор аренды земельного участка.

Содержание имущественного комплекса, расположенного по данному адресу, убыточно с момента эксплуатации его Предприятием. В 2020 году убыток составил 2,5 миллиона рублей. Причина в том, что не все помещения сданы в аренду, в связи с этим, расходы на его содержание, коммунальные услуги, осуществлялось за счет других видов деятельности Предприятия. По состоянию на 21.05.2021 площадь не используемого имущества составила 3 232,2 кв. м. Палатой сделан вывод, что имущественный комплекс, расположенный в центральной части города, используется неэффективно.

Содержание имущества и сдача его в аренду не относится к числу основных видов деятельности Предприятия, и по мнению Палаты, имущество должно быть передано в МУП «ЦМИ» - предприятию, созданному для содержания и эксплуатации муниципального имущества города.

В части финансовых нарушений проверкой установлено, что:

  • в нарушение № 223-Федерального закона и Положения о закупках, в 2019 году в единой информационной системе публиковались недостоверные сведения в Реестре отчетности по договорам, в части информации о договорах, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг;
  • в результате некорректно сформированной начальной максимальной цены контракта (НМЦК) при составлении аукционной документации (завышение цены), неэффективные расходы Предприятия на приобретение контейнеров составили 0,3 миллиона рублей (334,3 тыс. рублей);
  • при формировании начальной максимальной цены контракта завышена цена стоимости бензина Аи-92, Аи-95 и дизельного топлива (выше рыночной), что привело к неэффективному использованию средств Предприятия на сумму 1,9 миллиона рублей (1 865,5 тыс. рублей);
  • при проведении анализа закупочной деятельности установлен ряд низкоэффективных закупок по услугам информирования о деятельности МУП «САХ», оплата по которым произведена несмотря на не выполненные условия договоров, а также неэффективная закупка услуг по размещению телевизионных программ об общественно значимых событиях и о социально - экономическом развитии города Новосибирска, не относящихся напрямую к деятельности Предприятия. Сумма неэффективных расходов по данным закупкам составила 3,2 миллиона рублей (3 181,0 тыс. рублей);
  • расхождения данных бухгалтерского учета Предприятия с данными Реестра муниципального имущества составили 1,8 миллиона рублей (1 751,9 тыс. рублей). Палата рекомендует провести сверку объектов основных средств с данными реестра муниципального имущества и принять меры к устранению расхождений.
Палатой также отмечено, что в нарушение ст. 11 Закона № 161-ФЗ не внесены соответствующие изменения в уставный капитал МУП «САХ» по результатам проведенной реорганизации Предприятия, с переходом ему всех прав и обязанностей присоединяемого муниципального унитарного предприятия города Новосибирска «Жилищно-коммунальное хозяйство», в том числе уставный капитал в сумме 100,0 тыс. рублей.

По результатам проверки в адрес отраслевого департамента, департамента земельных и имущественных отношений мэрии и Предприятию направлены представления об устранении установленных нарушений.

Также материалы проверки направлены в Прокуратуру города Новосибирска.

Боковая панель

Виртуальная приемная

Виртуальная приемная

В «Виртуальной приемной» вы сможете оставить ваше обращение
Вам нравится наш новый сайт?

Вам нравится наш новый сайт?

Проголосуйте! Нам очень важно ваше мнение.
Вакансии города

Вакансии

Сведения о вакантных должностях муниципальной службы

Поиск по сайту

Популярные услуги в вашем регионе

Виртуальная приемная

Виртуальная приемная

В «Виртуальной приемной» вы сможете оставить ваше обращение
Вакансии

Вакансии

Сведения о вакантных должностях муниципальной службы