В соответствии с планом деятельности Контрольно-счетной палаты города на 2022 год проведена проверка эффективности использования средств бюджета города Новосибирска, выделенных на функционирование муниципального казенного учреждения города Новосибирска «Дзержинка» за 2021 год и текущий период 2022 года.
Приказом Главы Администрации Дзержинскго района ежегодно утверждается задание на выполнение МКУ «Дзержинка» работ по содержанию улично-дорожной сети Дзержинского района.
Работы, предусмотренные заданием, выполняются в соответствии с утверждённым Перечнем территории Дзержинского района, финансируемых за счёт средств городского бюджета, ответственность за содержание которых с 01.01.2021 несёт Учреждение. Работы выполняются по утверждённому списку выполняемых работ, в который входит: ручная и механизированная уборка территорий (в тёплый и холодный период); работы по ремонту дорог; проведение противопаводковых мероприятий; содержание озеленённых территорий.
Контроль за исполнением Задания, согласно Приказа Главы Администрации, осуществляет Отдел благоустройства, озеленения и транспорта Администрации. Но так как в утверждённой форме задания отсутствуют показатели, характеризующие качество выполненных работ, а также механизм контроля, заявленный контроль за выполнением задания носит формальный характер, оценка качества, объёма и своевременности выполнения работ не проводится (не документируется).
В проверяемом периоде финансирование МКУ «Дзержинка» осуществлялось за счет средств бюджета города Новосибирска главным распорядителем бюджетных средств – Администрацией Дзержинского района города Новосибирска.
За два года утвержденные бюджетные назначения возросли на 49 796,4 тыс. рублей или 31,8% в основном за счет бюджетных назначений, выделенных на закупку товаров и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а именно на приобретение, ГСМ и противогололедных реагентов.
В структуре расходов наибольший удельный вес составляли расходы на выплату заработной платы и начислений на выплаты по оплате труда в 2021 году 53,1%, за 9 месяцев 2022 года 43,8%, расходы на увеличение стоимости материальных запасов составляли в 2021 году 20,1%, за 9 месяцев 2022 года 22,1%.
в проверяемом периоде финансовое обеспечение МКУ «Дзержинка» осуществлялось главным распорядителем бюджетных средств без учета норматива финансовых затрат на содержание автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска
Проверкой деятельности учреждения установлен целый ряд недостатков и несоответствий, который приведен в тексте акта. Основные нарушения и несоответствия, способные повлиять на эффективность расходования средств, касаются следующих вопросов:
- На дату проверки внутренний регламент по содержанию улично-дорожной сети в учреждении не разработан, как и механизм контроля за его выполнением. Действующий в проверяемый период технический регламент по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения города Новосибирска, в части производства работ по комплексной уборке утвержденный приказом мэрии от 16.04.2018 № 0009-од учреждением в большинстве случаев не выполняется.
- Применение ПГМ «Бионорд» учреждением осуществляется с нарушением технологии, установленной производителем, что нивелирует положительный эффект от его применения, при расходах более чем в 10 раз выше относительно стоимости пескосоляной смеси.
В результате обособления потребности и самостоятельной закупки «Бионорда» учреждением приобретен «Бионорд» по более высокой цене, чем такую закупку осуществляют другие учреждения, что приводит к неэффективному расходованию средств бюджета. - К проверке, практически не предоставлены данные объективного контроля работы спецавтотранспорта подрядных организаций по вывозу снега (данные спутникового мониторинга, материалы фото и видеофиксации) предусмотренные муниципальными контрактами, что не позволяет выполнить полноценный контроль за работой спецавтотранспорта подрядчиков.
- При организации системы контроля за собственной техникой выявлено неэффективное расходование бюджетных средств по причине заключения муниципальных контрактов на услуги спутникового мониторинга по высокой цене.
- При этом система спутникового мониторинга транспортных средств, позволяющая эффективно осуществлять контроль за работой транспортных средств и расходом топлива МКУ «Дзержинка» практически не используется.
Анализ локальных нормативных актов учреждения не выявил закреплённой обязанности осуществлять использование средств объективного контроля для проверки корректности информации, представленной в путевых листах: анализ внутренних положений, регламентов и должностных инструкций в учреждении показал, что обязанность проводить контроль за достоверностью информации, представляемой водителями в путевых листах и проводить сопоставление информации, представляемой в путевом листе с данными средств объективного контроля не возложены ни на одного сотрудника учреждения. - Анализ архивов спутникового мониторинга показал, что основная часть спецтехники учреждения 22 единицы (или 75,9%) из 29 подключенных к системе загружены менее чем на 50%, исходя из односменной работы, в среднем менее чем 2,5 часа в сутки.
Анализ работы спецтехники учреждения по данным системы спутникового мониторинга и путевых листов в период обильных снегопадов (ночная смена 19-20 декабря 2022) показал, что из 38 исправных единиц спецтехники учреждения, предназначенных расчистки от снега, подметания, грейдирования дорог и тротуаров, а также погрузки и вывоза снега работали всего 13 единиц (34,2% от исправной спецтехники). В результате, расчистка улиц и тротуаров выполнена несвоевременно, что привело к массовым заторам на дорогах района.
Обобщение показывает наличие различных организационных и управленческих недоработок, которые не позволяют в полной мере использовать имеющуюся в распоряжении учреждения технику. - В ходе проверки установлены многочисленные факты грубых пробелов в бухгалтерском учете моторного топлива в течение проверяемого периода, в том числе:
- отсутствие операции по списанию моторного топлива в сентябре и декабре 2021 года на общую сумму 95 млн. рублей, что привело к многократному росту остатков по данным бухгалтерского учета;
- в бухгалтерских отчетностях за 2021 год и за 9 месяцев 2022 в остатках моторного топлива выявлено не соответствие по количеству и стоимости,
- недостоверные остатки в свою очередь свидетельствуют что в нарушение требований закона годовая инвентаризация моторного топлива при подготовке годовой бухгалтерской отчётности за 2021 год не проводилась.
Декларируемые в учёте Учреждения расходы на оплату пеней, штрафов и возмещения расходов и убытков в общей сумме 751,9 тыс. рублей являются неэффективными расходами бюджетных средств.
По результатам проверки отмечены, Внутрихозяйственные факторы, характеризующие деятельности учреждения в 2019–2021 годах и негативно влияющие на эффективность расходования бюджетных средств:
- наличие рисков сохранности имущества;
- отсутствие эффективной системы внутреннего контроля за расходом топлива;
- наличие фактов неэффективного и необоснованного расходования средств;
- недостаточная загрузка имеющихся в распоряжении ресурсов на выполнении поставленных администрацией заданий (недостатки организационного характера);
- отсутствие регламентированной системы контроля за выполнением задания и требований технического регламента по уборке;
Совокупность перечисленных факторов совместно с результатами оценки по критериям эффективности приводят к оценке эффективности использования бюджетных средств учреждением в проверяемом периоде как как «ниже среднего уровня».
По результатам проведения проверки:
- подготовлен акт от 30 марта 2022 года;
- в адрес Учреждения направлено представление с требованием устранить выявленные нарушения.
Руководством учреждения предоставлен ответ с перечнем мероприятий направленных на устранение, часть из которых к настоящему моменту уже выполнена.
В отношении директора учреждения составлен протокол о привлечении к ответственности по факту административного правонарушения.
Материалы проверки отправлены в правоохранительные органы.