Проверка эффективности использования средств, выделенных на перевозку пассажиров городским наземным электрическим транспортом по муниципальным контрактам за 2021-2022 годы

Проверка эффективности использования средств, выделенных на перевозку пассажиров городским наземным электрическим транспортом по муниципальным контрактам за 2021-2022 годы

В соответствии с планом деятельности Контрольно-счетной палаты города на 2023 год проведена проверка эффективности использования средств, выделенных на перевозку пассажиров городским наземным электрическим транспортом по муниципальным контрактам за 2021-2022 годы.

Отношения в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом регулирует Федеральный закон от 13.07.2015 № 220-ФЗ, который подразумевает переход на заключение муниципальных контрактов.

В ходе проверки установлено, что после официального опубликования Федерального закона 220-ФЗ между Департаментом транспорта и перевозчиком МКП «ГЭТ» по всем трамвайным и троллейбусным маршрутам заключены договоры: об организации пассажирских перевозок по муниципальному маршруту регулярного сообщения в городе Новосибирске от 20.02.2016 по тарифам на перевозку пассажиров и багажа, утверждаемых постановлением мэрии. Срок действия договоров до 20.02.2026. То есть, переход на муниципальный контракт не осуществлен.

Перевод на муниципальный контракт осуществлен только в части троллейбусных маршрутов августе 2021 года: для этого «ГЭТ» заключены с «ЦУГАЭТ» по всем троллейбусным маршрутам муниципальные контракты на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа троллейбусом по регулируемым тарифам.

Перевозка пассажиров по всем 11-ти трамвайным муниципальным маршрутам регулярного сообщения продолжает осуществляться на основании договора № 18 об организации пассажирских перевозок по муниципальному маршруту регулярного сообщения в городе Новосибирске от 20.02.2016.

Таким образом, в нарушение требований закона 220-ФЗ уполномоченным органом исполнительной власти - МКУ «ЦУГАЭТ»:

  1. По всем троллейбусным маршрутам несвоевременно заключены муниципальные контракты на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа по регулируемым тарифам;
  2. Трамвайные маршруты регулярного сообщения не переведены на муниципальный контракт.

Перевод трамвайных маршрутов на муниципальный контракт планируется Мэрией города Новосибирска не ранее 2026 года.

Перевод на муниципальный контракт троллейбусных маршрутов осуществлен с 01.09.2021 года: между МКУ «ЦУГАЭТ» и МКП «ГЭТ» заключены по всем 13 троллейбусным маршрутам муниципальные контракты на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа троллейбусом по регулируемым тарифам.

В соответствии с требованием закона, определение подрядчика по перевозке электротранспортом выполнено в виде конкурентной закупочной процедуры. Определение НМЦК и проведение электронных аукционов проведено «ЦУГАЭТ» с разрешения и согласования аукционной документации Департаментом транспорта.

По истечении сроков указанных муниципальных контрактов между заказчиком МКУ «ЦУГАЭТ» и подрядчиком МКП «ГЭТ» в августе 2022 года заключены новые муниципальные контракты по всем троллейбусным маршрутам на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа троллейбусом по регулируемым тарифам. Срок действия контрактов 5 месяцев (то есть с 01.09.2022 по 31.01.2023).

Указанные муниципальные контракты заключены без проведения закупочных конкурентных процедур, на основании распоряжений мэрии города Новосибирска.

В целях реализации требований закона 220-ФЗ разработан Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта. Порядок определяет единые правила расчета заказчиками начальной (максимальной) цены контракта, при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Определение НМЦК в 2021 году осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Министерства транспорта РФ от 30.05.2019 №158 в редакции Приказа Министерства транспорта РФ от 06.11.2020 №470.

С 01.01.2022 года Порядок определения НМЦК изменен в соответствии с Приказом Министерства транспорта РФ от 20.10.2021 №351.

Проведённый анализ показал, что объем расходов подрядчика, рассчитанный в соответствии с методиками расчета НМЦК достаточен для обеспечения финансово-хозяйственной деятельности МКП «ГЭТ». А корректировка сумм заключаемых муниципальных контрактов в сторону уменьшения, может кардинально изменить общее финансовое положение при сохранении уровня затрат в соответствии с нормативами, определенными в методиках расчета НМЦК. Иными словами, подрядчик будет вынужден корректировать свои затраты в сторону уменьшения для сохранения приемлемого уровня рентабельности.

Кроме того, необходимо отметить, что в расчете НМЦК так же присутствует инвестиционная составляющая, а именно предусмотрены расходы на обновление парка транспортных средств. Так в соответствии с расчетом НМЦК для заключаемых муниципальных контрактов на период с сентября 2021 года по август 2022 года сумма, предусмотренная на обновление парка транспортных средств, составила 536,7 млн. рублей, а для муниципальных контрактов, заключаемых на период с сентября 2022 по январь 2023 года – 113,5 млн. рублей. Снижение расчётной суммы средств, направляемых на обновление парка в новой методике обусловлено увеличением расчётного срока полезного использования подвижного состава с 7 лет до 15 лет.

Уменьшение сумм, заключаемых муниципальных контрактов относительно рассчитанного по методике значения НМЦК под размер доступных лимитов финансирования несет риск негативного влияния на финансовое состояние перевозчика, снижения его привлекательности в качестве работодателя, ухудшение качества содержания подвижного состава, а также частично лишает перевозчика законодательно предусмотренной возможности планирования расходов на обновление парка транспортных средств за счет собственных средств.

При этом, необходимо отметить выявленный дефект в методике расчёта: в связи с отсутствием своевременного внесения корректировок в Порядок предоставления субсидий из бюджета Новосибирской области, учитывающих изменения схемы финансирования услуг перевозчиков с оплаты за каждого перевезенного пассажира на оплату исходя из количества выполненных им рейсов и для исключения «двойного финансирования» перевозчика, МКУ «ЦУГАЭТ» в нарушение действующего Порядка расчета НМЦК вынуждено использовало комбинированную формулу расчета, подразумевающую уменьшение размера рассчитанного НМЦК на расчетные суммы субсидий.

Анализ исполнения муниципальных контрактов показал, что показатели выполнения плана рейсов МКП «ГЭТ» значительно ниже 100%.

По всем заключенным муниципальным контрактам в 2021 году средняя цена составила 129,4 рублей за 1 километр, средний процент исполнения муниципальных контрактов составил 76%.

По всем заключенным муниципальным контрактам в 2022 году средняя цена составила 119,2 рублей за 1 километр, что ниже на 7,9% относительно средней цены предыдущих муниципальных контрактов. Средний процент исполнения муниципальных контрактов за период с 01 сентября .2022 по 31 декабря 2022 составил 80,1%, что выше на 4,1% относительно исполнения предыдущих контрактов.

Совокупность выявленных несоответствий позволяет сделать вывод о том, что при переходе на контрактную систему лимиты бюджетных обязательств присваиваются на планируемое стопроцентное выполнение плана, то есть изначально завышены в среднем на 20%. МКУ «ЦУГАЭТ» и Департамент транспорта в 2021 корректировку лимитов бюджетных обязательств выполнили несвоевременно, а в 2022 году не корректировали лимиты под фактическую потребность. Такая практика приводит к исключению из бюджетного процесса значительных средств бюджета города на продолжительный период, в том числе: в 2021 году – 93,9 млн. рублей, в 2022 году – 70,8 млн. рублей.

В ходе проверки за проверяемый период (и период предыдущий проверяемому) проанализирована динамика общих расходов средств бюджета города связанных с деятельностью МКП «ГЭТ» по перевозке пассажиров электротранспортом (это субсидии, компенсации, расходы по муниципальным контрактам).

С переходом на муниципальный контракт расходы бюджета значительно возросли. Так, разница между выплатами перевозчику по муниципальным контрактам и доходами от перевозок пассажиров, поступивших в бюджет (т.е. дополнительные расходы бюджета города при переходе на контрактную систему) составили:

  • за 4 месяца 2021 года 197,8 млн. рублей;
  • за 2022 год – 679,9 млн. рублей.

В результате чего, общие совокупные расходы бюджета на функционирование предприятия в 2022 году относительно 2019 года увеличились на 527 млн. рублей или на 55,9%.

Совокупность выявленных и описанных в акте факторов совместно с результатами оценки по критериям эффективности приводят к оценке эффективности расходования бюджетных средств в проверяемом периоде как «ниже среднего».

По результатам проведения проверки:

  • подготовлен акт по результатам контрольного мероприятия в МКП «ГЭТ» от 31.03.2023 и акт по результатам контрольного мероприятия в МКУ «ЦУГАЭТ» от 07.04.2023;
  • в адрес МКУ «ЦУГАЭТ» направлено представление с требованием устранить выявленные нарушения.
  • в адрес Департамента транспорта направлено информационное письмо.

Руководством МКУ «ЦУГАЭТ» предоставлен ответ с перечнем мероприятий направленных на устранение выявленных нарушений

Материалы проверки направлены в правоохранительные органы.


Боковая панель

Виртуальная приемная

Виртуальная приемная

В «Виртуальной приемной» вы сможете оставить ваше обращение
Вам нравится наш новый сайт?

Вам нравится наш новый сайт?

Проголосуйте! Нам очень важно ваше мнение.
Вакансии города

Вакансии

Сведения о вакантных должностях муниципальной службы

Поиск по сайту

Популярные услуги в вашем регионе

Виртуальная приемная

Виртуальная приемная

В «Виртуальной приемной» вы сможете оставить ваше обращение
Вакансии

Вакансии

Сведения о вакантных должностях муниципальной службы