Проверка эффективности реализации концессионного соглашения в отношении муниципального имущества города Новосибирска – снегоплавильная станция по ул. Широкая в Ленинском районе за весь период реализации соглашения

Проверка эффективности реализации концессионного соглашения в отношении муниципального имущества города Новосибирска – снегоплавильная станция по ул. Широкая в Ленинском районе за весь период реализации соглашения

Контрольно-счетной палатой города Новосибирска проведена проверка эффективности реализации концессионного соглашения, заключенного в отношении муниципального имущества города Новосибирска – снегоплавильная станция по ул. Широкой в Ленинском районе, за весь период реализации соглашения.

Объект концессионного соглашения от 09.09.2016 №1 – снегоплавильная станция, в целях осуществления деятельности по утилизации снега. Концедентом является город Новосибирск, концессионер – ООО «Перлит-Строй».
За ДЗиИО мэрии были закреплены функции и полномочия осуществления контроля за внесением концессионером в бюджет города концессионной платы и платы по договору аренды земельного участка, за ДТиДБК мэрии – функции осуществления контроля за исполнением концессионером обязательств по разработке и согласованию проектной документации, соблюдению сроков, порядка подготовки территории и создания объекта, осуществлению инвестиций в создание СПС, обеспечению надлежащего выполнения работ и прочее. ДИПРИП мэрии осуществлял мероприятия муниципального контроля в отношении СПС и принял от ДТиДБК мэрии Соглашение и документы, касающиеся его реализации, однако ДИПРИП мэрии не является стороной (участником) Соглашения.
Соглашением предусмотрена не только плата концессионера концеденту, но и плата концедента концессионеру в виде:
  • ежегодного инвестиционного платежа – возмещение части расходов на создание СПС;
  • ежеквартального эксплуатационного платежа – возмещение части расходов на использование СПС.
В результате строительства получено новое муниципальное имущество – СПС, которое является объектом коммунального хозяйства Новосибирска.
Плавление снега производится тремя горелками, минимальная температура эксплуатации -30°C, работает на природном газе. Совокупно, площадь застройки составила 7 735 м2, в том числе одноэтажное здание СПС с модулем отделения осадков 300 м2, площадка для временного хранения снега 6 341 м2, площадка для временного хранения песка 1 012 м2. Протяженность газопровода, подведенного к газовой плавильной установке – 105 м.
Визуальным осмотром установлено, что имущество образует единый производственный комплекс, содержится в исправном техническом состоянии, осуществляется процесс утилизации снега, машинное отделение содержится с соблюдением норм безопасности.

В ходе контрольного мероприятия установлены нарушения и недостатки, допущенные ДЗиИО мэрии:
• в нарушение Федерального закона №402 «О бухгалтерском учете», приказов Минфина №157н «Об утверждении Единого плана счетов…» и №256н «Об утверждении федерального стандарта бухучета…» снегоплавильная станция несвоевременно отражена в бюджетном учете, поскольку передача объекта произведена по акту от 27.12.2016г., издано постановление мэрии от 27.12.2016 №6054 «О включении в состав муниципальной казны…», а в составе имущества казны станция принята лишь в ноябре 2017 года (через 11 месяцев);
• в нарушение приказа Минфина №162н «Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета» учетная политика ДЗиИО мэрии содержала требование отражения передачи имущества муниципальной казны в концессию на забалансовом счете 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)»;
• выявлен недостаток – при наличии систематической, существенной по величине и имеющей тенденцию к увеличению задолженности ООО «Перлит-Строй» перед бюджетом города по концессионной плате, акты сверки взаимных расчетов не составлялись, по мнению Палаты акт сверки, подписанный сторонами Соглашения, был бы достоверным подтверждением сальдо расчетов.

Нарушения, допущенные ДЗиИО мэрии совместно с ООО «Перлит-Строй»:
• в нарушение Федерального закона «О концессионных соглашениях» и условий Соглашения, концессионером не соблюдались сроки и размеры внесения в бюджет города концессионной платы (так, плата не вносилась более двух лет, с 2021 года, а до этого вносилась нерегулярно и не в полном объеме);
• в нарушение условий концессионного соглашения договор аренды земельного участка от 30.09.2016 №126990р заключен ДЗиИО мэрии с ООО «Перлит-Строй» на условии, не обеспечившем его обязательную госрегистрацию (срок действия договора менее одного года и госрегистрация не осуществлена в соответствии с Земельным кодексом);
• в нарушение Земельного, Гражданского кодексов, постановления мэрии №1944 «О возможности заключения концессионного соглашения…», а также условий Соглашения, аренда земельного участка не была оформлена ДЗиИО мэрии соответствующим договором аренды более 2,5 лет, что привело к неправомочному использованию земельного участка, длительному отсутствию поступлений в бюджет в виде арендной платы, формированию и нарастанию задолженности.

Нарушения и недостатки, допущенные ДТиДБК мэрии:
• в нарушение Бюджетного кодекса, предусмотренные Соглашением инвестиционный и эксплуатационный платежи концедента не соответствуют принципу эффективности (экономности) – заданный результат достигается для бюджета города не с использованием наименьшего объема средств, а с существенным превышением расходов бюджета над вложениями концессионера;
• в нарушение Федерального закона «О концессионных соглашениях», концедент принял на себя не часть расходов на создание и эксплуатацию объекта, а более 100% расходов, возмещение концессионеру затрат по созданию станции составит к концу срока реализации соглашения 119%, в денежном выражении превышение составит более 47 млн. рублей;
• так же, в нарушение Федерального закона «О концессионных соглашениях» Соглашением, заключенным без проведения конкурсных процедур, установлено условие об оплате концедентом инвестиционного и эксплуатационного платежей, тогда как такое условие устанавливается только если оно являлось условием конкурса;
• в нарушение приказа Минфина №157н «Об утверждении Единого плана счетов…» ДТиДБК мэрии принял снегоплавильную станцию к бюджетному учету на счет «Основные средства», который применяется для учета имущества, предназначенного для неоднократного или постоянного использования субъектом на праве оперативного управления, а следовало отразить затраты на счете «Вложения в нефинансовые активы», который применяется для учета инвестиций в объекты нефинансовых активов с последующей передачей их балансодержателю;
• в нарушение Федерального закона «О бухгалтерском учете», приказов Минфина №157н и №256н, ДТиДБК мэрии несвоевременно отражен в бюджетном учете созданный объект (снегоплавильная станция);
• в нарушение приказа Минфина №157н, обязательства в сумме 84 млн. рублей по отношению к инвестиционному платежу и в сумме 277 млн. рублей к эксплуатационному, учитываются на счете «Санкционирование по второму году, следующему за очередным», тогда как обязательства предстоит реализовывать за пределами планового периода – в 2026-2029 годах. В период проведения проверки бюджетный учет в части инвестиционного и эксплуатационного платежей (в сумме 361 млн. рублей) приведен в соответствие Инструкции №157н;
• в нарушение условий концессионного соглашения оплата концедента за IV-ые кварталы 2017 и 2018 годов и III квартал 2020 года просрочена;
• в нарушение Федерального закона «О бухгалтерском учете» в бюджетном учете ДТиДБК мэрии по реализации концессионного соглашения отсутствует единый порядок принятия к учету первичных учетных документов – так, с учетом фактически утилизированного снега применяются акты об исполнении концессионером обязательств по утилизации, без его учета – непосредственно концессионное соглашение. Данный подход не отражает реальную ситуацию по обязательствам, возникающим в ходе реализации концессионного соглашения.

Нарушения, допущенные ДТиДБК мэрии совместно с ООО «Перлит-Строй»:
• в нарушение условий концессионного соглашения снегоплавильная станция введена в эксплуатацию на 13 дней позднее установленного соглашением срока;
• в нарушение условий концессионного соглашения в период с 03.12.2016г. по 21.12.2016г. на снегоплавильной станции осуществлялся прием снега от МКУ «ДЭУ №1» до ввода объекта в эксплуатацию, в указанный период на территорию снегоплавильной станции несанкционированно завезено и складировано 45 772,0 м3 снега.
Кроме того, по итогам сезонов 2017-2018, 2018-2019, 2020-2021 и 2021-2022 годов объемы утилизированного снега были менее регламентированной предельной нагрузки, то есть более половины снегоплавильных сезонов станция отработала с неполной нагрузкой, когда существенное количество ее мощностей не было востребовано городом.

Палатой установлены следующие финансовые риски:
  • реализация концессионного соглашения является высокозатратной и малодоходной для бюджета, поскольку стоимость реализации на 01.01.2023г. составила: для бюджета города – 349 129,9 тыс. рублей; для ООО «Перлит-Строй» – 252 955,6 тыс. рублей, что на 38% менее затрат бюджета, за истекший период доход бюджета города в 52 раза меньше доходов «Перлит-Строй» от реализации Соглашения. Оценочно, денежные поступления концессионеру превысят его затраты на реализацию концессии в 3,5 раза;
  • затратность реализации концессионного соглашения для бюджета города не была всесторонне оценена – Предложения о заключении соглашения от ООО «Перлит-Строй» содержали сумму уже произведенных расходов, а не финансово-экономическое обоснование проекта;
  • темп удорожания платы бюджета города превышает темп роста платы ООО «Перлит-Строй»;
  • Сводный сметный расчет размещен в приложении к концессионному соглашению без подписей и утверждения, отсутствуют отметки о его проверке, визы согласования департамента архитектуры и строительства и департамта экономики и стратегического планирования мэрии.
В целях снижения рисков, связанных с исполнением полномочий органов местного самоуправления в сфере содействия развитию муниципально-частного партнерства, по результатам контрольного мероприятия, Палатой направлены:
1) Представление в адрес ДЗиИО мэрии,
• во исполнение которого:
  • учетная политика ДЗиИО мэрии на 2023 год приведена в соответствие с требованиями приказа Минфина России от 06.12.2010 №162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению»,
  • сотрудникам указано на необходимость неукоснительного соблюдения законодательства и условий заключенных концессионных соглашений;
2) Представление в адрес ДТиДБК мэрии,
• во исполнение которого:
  • при рассмотрении возможности заключения концессионных соглашений, финансово-экономические параметры будут рассчитаны с учетом минимизации расходов бюджета,
  • при заключении концессионных соглашений будут учтены требования Закона о концессионных соглашениях,
  • приказом ДТиДБК мэрии внесены дополнения в учетную политику,
  • приказом ДТиДБК мэрии назначены ответственные лица за контроль и реализацию условий концессионного соглашения,
  • принято решение об учете снежной массы в м³, планирование объема подвоза снега на утилизацию будет осуществляться в краткосрочном периоде, с учетом количества выпавшего снега,
  • прорабатывается вопрос участия ДЭУ правобережья для обеспечения нормативной загрузки снегоплавильной станции, с учетом экономической целесообразности;
К должностным лицам, виновным в допущенных нарушениях меры дисциплинарной ответственности не применялись ввиду их увольнения и истечения срока привлечения к ответственности.

Боковая панель

Виртуальная приемная

Виртуальная приемная

В «Виртуальной приемной» вы сможете оставить ваше обращение
Вам нравится наш новый сайт?

Вам нравится наш новый сайт?

Проголосуйте! Нам очень важно ваше мнение.
Вакансии города

Вакансии

Сведения о вакантных должностях муниципальной службы

Поиск по сайту

Популярные услуги в вашем регионе

Виртуальная приемная

Виртуальная приемная

В «Виртуальной приемной» вы сможете оставить ваше обращение
Вакансии

Вакансии

Сведения о вакантных должностях муниципальной службы