Проверка обоснованности выделения и эффективности использования субсидий в сфере поддержки общественных инициатив в 2021-2022 годах

Проверка обоснованности выделения и эффективности использования субсидий в сфере поддержки общественных инициатив в 2021-2022 годах

Контрольно-счетной палатой города Новосибирска проведена проверка обоснованности выделения и эффективности использования субсидий в сфере поддержки общественных инициатив в 2021-2022 годах.

Субсидии предоставлялись в 2021-2022 годах за счет средств бюджета города. Расходы осуществлялись управлением общественных связей мэрии в рамках реализации муниципальной программы «Муниципальная поддержка общественных инициатив в городе Новосибирске» на 2021-2025 годы.

Кассовое исполнение составило 99 % в 2021 году и 100,0 % к плану по итогам 2022 года.

Согласно отчетам, об исполнении программы, уровень достигнутых результатов по программе в целом ежегодно оценивался как высокий (в значении 1,1), реализация программы признана эффективной.

В 2021 году наибольший удельный вес в общем объеме субсидий занимали расходы на предоставление субсидий на проведение социально значимых мероприятий – 48,7 %. В 2022 году изменилась структура расходов и 47,9 % субсидий предоставлено ТОСам на реализацию обращений граждан.

Проверкой установлены финансовые нарушения (нарушения по ведению бухгалтерского учета) на общую сумму 2 749,1 тыс. рублей.

  • В нарушение приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н не на все объекты основных средств нанесены инвентарные номера или нанесены способом, не обеспечивающим сохранность маркировки.
  • В нарушение Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, приказов Минфина России от 01.12.2010 № 157н и от 31.12.2016 № 256н в УОС мэрии несвоевременно начислялись обязательства по предоставлению субсидий, нарушение системного характера.
  • В нарушение приказа Минфина России от 06.12.2010 № 162н по отношению к начисленным обязательствам по перечислению субсидий в учете УОС мэрии применялась бухгалтерская запись «красное сторно», которая не предусмотрена нормативными актами, сумма нарушения составила 1 002,8 тыс. рублей.
  • В нарушение приказа Минфина России от 06.12.2010 № 162н ряд операций по начислению обязательств по предоставлению субсидий физическим лицам производился в корреспонденции со счетом «Вложения в основные средства» с последующим отнесением вложений на счет «Основные средства», сумма нарушения 1 746,3 тыс. рублей.
  • В нарушение Бюджетного кодекса РФ не исполняется принцип предоставления субсидии на безвозмездной и безвозвратной основе, фактически через физических лиц – получателей субсидий, приобретаются в оперативное управление объекты основных средств, а в бюджетном учете УОС мэрии неправомерно отражаются поступления активов и в нарушение приказа Минфина России от 31.12.2016 № 256н в качестве первичного учетного документа принимаются документы, не имеющие отношения к УОС как субъекту учета.
  • В нарушение приказа Минфина России от 31.12.2016 № 257н в целях постановки на бюджетный учет основных средств, приобретенных получателями субсидий, их первоначальная стоимость определялась по сумме перечисленных средств, объем которых может не совпадать с фактической стоимостью и на бюджетном учете УОС числятся объекты по заниженной стоимости.
  • При постановке на учет основных средств, нарушается соответствие видов расходов и статей классификации операций сектора государственного управления, в учете УОС мэрии применено несоответствие кода вида расходов «Субсидии…на финансовое обеспечение затрат…» и кода операций сектора государственного управления «Увеличение стоимости основных средств», учтено 100 объектов на сумму 1 746,3 тыс. рублей.
  • В нарушение Бюджетного кодекса РФ и Федерального закона № 402-ФЗ в договоры о предоставлении субсидии физическим лицам неправомерно включен пункт «Приобретенные Получателем материальные ценности в обязательном порядке принимаются к учету», поскольку эти обязательства не относятся к стороне договора.
  • Выявлены нарушения сроков перечисления субсидий получателям, в ряде финансовых отчетов отсутствуют даты его составления, подписи членов комиссий, несоответствие сроков перечисления денежных средств и календарного плана закупок прочее.
  • Зачет обязательств в счет перечисленного аванса в УОС мэрии производится на основании финансового отчета получателя субсидии, который принимается в качестве первичного учетного документа и в нарушение приказа Минфина России от 31.12.2016 № 256н в ряде отчетов отсутствует дата его составления.
  • В нарушение приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н на счетах «Безвозмездные перечисления некоммерческим организациям и физ. лицам…» и «Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям НКО и физ. лицам…» отсутствовал аналитический учет в разрезе правовых оснований. В период проверки нарушение устранено – аналитические данные были восстановлены.
В нарушение Бюджетного кодекса было приобретено за счет субсидий и не используется музыкальное оборудование на общую сумму 130,5 тыс. рублей на момент осмотра находилось в упаковке без следов вскрытия и визуальных следов использования.

Как недостатки, отмечено:

  • В договоры о предоставлении субсидии физическим лицам включена ответственность получателя вести обособленный аналитический учет операций, осуществляемых за счет субсидий, что некорректно в виду отсутствия такой обязанности в соответствии с Федеральным законом № 402-ФЗ.
  • Часть муниципального имущества фактически находится в сторонних организациях и у физических лиц, без оформления факта передачи. Не обеспечен беспрепятственный доступ для МКУ «КЦ «Активный город» в помещения, занимаемые ТОСами.
  • Основные средства учитываются в УОС мэрии избирательно и по неустановленным критериям. Имущество, переданное УОС мэрии в 2022 году, не включено в результаты годовой инвентаризации.
  • Одновременный учет материальных ценностей на счетах УОС мэрии и передача их получателями субсидий на ответственное хранение или обслуживание сторонним организациям, то есть фактическое распоряжение муниципальным имуществом третьими лицами.
  • Несоответствие начального (по смете к договору) и конечного (по Акту на списание денежных средств) назначения использования субсидии.
  • Функциональная незавершенность проекта «Дорога Лизы»: тактильная дорожка, созданная для незрячего человека, обрывается до соприкосновения с иными ориентирами передвижения такими как: светофор, пешеходный переход, остановка транспорта и прочее).

Использование субсидий на поддержку общественных инициатив в 2021-2022 годах, оценено Палатой как условно эффективное.

В целом, допущенные нарушения и недостатки стали возможны по причине отсутствия фактического, а не по отчетам, контроля использования субсидий получателями и, в первую очередь, отсутствия муниципального нормативного регулирования такого контроля. УОС мэрии не наделен полномочиями и функциями по контролю фактического использования субсидий получателями.

Кроме того, предоставление субсидий физическим лицам влечет уплату НДФЛ (за 2021-2022 годы бюджетные расходы составили 4 978,0 тыс. рублей и ежегодно занимали 4,0% в общем объеме затрат на предоставление субсидий).

Палата считает целесообразной централизацию функций по приобретению, хранению, выдаче и учету материальных ценностей для физических лиц в МКУ «Координационный центр «Активный город». Это позволит: использовать одно и то же имущество неоднократно и неограниченным количеством юридических и физических лиц; вести единый, полный и прозрачный учет материальных ценностей; обеспечить централизованное хранение; оценивать на этапе заявок целесообразность приобретения той или иной материальной ценности; осуществлять на этапе закупки стоимостной контроль, обеспечивая экономичность; обеспечить ликвидации уплаты НДФЛ с субсидий.

Отмечено, что помимо отсутствия полномочий по контролю в УОС мэрии нет необходимых ресурсов:

  • нет помещения для организации склада материальных ценностей;
  • нет штатных единиц юриста по договорной работе и специалиста в сфере бухгалтерского учета и аудита для обеспечения полноценного контроля за составлением договоров и расходованием субсидий.

В целях снижения рисков, связанных с исполнением полномочий органов местного самоуправления в сфере поддержки общественных инициатив, по результатам контрольного мероприятия, контрольно-счетной палатой направлены в адрес УОС мэрии представление и рекомендации:

Во исполнение которых внесены изменения в учетные политики УОС мэрии и МКУ «КЦ «Активный город» определяющие критерии учета основных средств, и утвержден План мероприятий по выполнению требований Палаты:

  • на все объекты основных средств нанесены инвентарные номера;
  • ведется работа по обеспечению доступа в помещения ТОС;
  • исключена из применения бухгалтерская запись «Красное сторно» и не осуществляется постановка на учет основных средств, приобретенных физическими лицами;
  • при заключении договоров о предоставлении субсидий физическим лицам исключен пункт с требованием ведения аналитического учета;
  • ведется работа по организации централизованного учета имущества;
  • ведется работа по внесению изменений в Положение об УОС мэрии, о наделении функцией контроля фактического использования субсидий.

На имя мэра города было направлено информационное письмо.

Боковая панель

Виртуальная приемная

Виртуальная приемная

В «Виртуальной приемной» вы сможете оставить ваше обращение
Вам нравится наш новый сайт?

Вам нравится наш новый сайт?

Проголосуйте! Нам очень важно ваше мнение.
Вакансии города

Вакансии

Сведения о вакантных должностях муниципальной службы

Поиск по сайту

Популярные услуги в вашем регионе

Виртуальная приемная

Виртуальная приемная

В «Виртуальной приемной» вы сможете оставить ваше обращение
Вакансии

Вакансии

Сведения о вакантных должностях муниципальной службы