Проверка эффективности деятельности мэрии города Новосибирска по управлению специализированным жилищным фондом города Новосибирска (жилые помещения маневренного фонда) и расходованию средств бюджета города Новосибирска на его содержание за 2021-2022 годы

Проверка эффективности деятельности мэрии города Новосибирска по управлению специализированным жилищным фондом города Новосибирска (жилые помещения маневренного фонда) и расходованию средств бюджета города Новосибирска на его содержание за 2021-2022 годы

В соответствии с планом деятельности Контрольно-счетной палаты города на 2023 год проведена проверка по вопросу эффективности управления специализированным жилищным фондом города Новосибирска (жилые помещения маневренного фонда) и расходования средств бюджета на его содержание за 2021-2022 годы.

Маневренный фонд - это разновидность специализированного жилищного фонда (п. 1 ст. 92 Жилищного Кодекса РФ), представляющая собой совокупность жилых помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляемых временно определенным категориям граждан, указанным в статье 95 Жилищного Кодекса РФ, и членам их семей, вынужденных покинуть свои жилые помещения, являющиеся для них единственными. Жилые помещения маневренного фонда рассматриваются как временное жилье, предоставляемое до получения (приобретения) гражданином иного жилья, либо пока не отпадут обстоятельства, препятствующие пользованию имеющимся у него жилым помещением, или не наступят иные обстоятельства, с которыми законодатель связывает прекращение договора найма жилого помещения маневренного фонда.

Маневренный фонд более мобильный, нежели иные виды специализированных жилищных фондов, для чего в городе осуществляется перевод жилых помещений муниципального жилищного фонда в маневренный фонд при возникновении обстоятельств, предусмотренных в статье 95 ЖК РФ.

Работу, связанную с помещениями маневренного фонда, с января 2011 года осуществляет Муниципальное казенном учреждении города Новосибирска «Дирекция единого заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству».

Согласно Реестра помещений маневренного фонда муниципального специализированного жилищного фонда города Новосибирска по состоянию на 01.01.2023 года общая площадь маневренного фонда города составляла - 20 787,9 тысяч квадратных метров. Количество с помещений – 797 единиц.

Анализ движения маневренного фонда показал, что за исследуемый период (с 01.02.2019 до 01.01.2023) количество помещений маневренного фонда по сравнению с 2019 годом увеличилось на 25 (+3,2%) единиц, общей площади на 501,1 кв. м (+2,4%). За последние три года наблюдается сохранение количества жилых помещений маневренного фонда города Новосибирска.

По состоянию на 01.07.2023 года согласно данным Учреждения из 797 помещений маневренного фонда представлены:

  • 29 помещений - гражданам, проживающим по договору социального найма в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма или 3,6%;
  • 6 помещений - гражданам, утратившие жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения были для них единственными или 0,7%;
  • 365 помещений - граждане, единственные жилые помещения которых стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств или 45,8%;
  • 171 помещение - прочие причины для заселения или 21,5%;
  • 226 помещений маневренного фонда города Новосибирска не заселено, что составляет 28,4% от их общего числа. Во всех районах города имеются не заселенные помещения маневренного фонда города Новосибирска за исключением Ленинского и Советского района.

В ходе проверки был проведен выборочный осмотр состояния незаселенных помещений в Калининском районе города:

  • все незаселенные помещения пустые, ключи от которых находятся в МКУ «ДЕЗ»;
  • состояние помещений удовлетворительное, все помещения находятся в состоянии, готовом к заселению граждан.

Финансирование мероприятий по ремонту помещений маневренного фонда в 2021 году было предусмотрено в сумме 3,0 миллиона рублей; - в 2022 году в сумме 6,0 миллионов рублей. Кассовые расходы составили за 2021 год – 2,9 миллиона рублей или 99,9%. За 2022 год – 5,9 миллиона рублей или 99,8%.

Финансирование затрат по содержанию пустующих помещений маневренного фонда осуществлялся Департаментом энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города. Затраты на оплату услуг по содержанию жилья и коммунальных услуг не заселенных помещений в 2021 составили 1,3 миллиона рублей; в 2022 году – 1,7 миллиона рублей. Оплата услуг по содержанию жилья и коммунальных услуг осуществлялась на основании выставленных счетов управляющими компаниями.

Анализа деятельности Учреждения по взысканию задолженности по плате за наем жилых помещений маневренного фонда показал, что количество лицевых счетов, по которым начисляется плата за наем жилых помещений, за анализируемый период сократилось почти в два раза и составила по состоянию на 31.12.2023 - 750. Снижение обусловлено тем, что специалистами Учреждения проведена инвентаризация лицевых счетов, на которые осуществляется начисление с целью исключения из них незаселенных помещений.

По сравнению с началом 2021 года (1 306,5 тыс. рублей) задолженность на конец года сократилась в 3,3 раза и составила 390,8 тыс. рублей. Следует отметить, что работа с погашением задолженности по плате за наем жилых помещений в Учреждении поставлена.

По результатам контрольного мероприятия установлено:

1. По состоянию на 01.02.2023 года помещения маневренного фонда по районам города располагаются крайне неравномерно. Наибольшее количество находится в Кировском (25,7%), Октябрьском (55%) и Дзержинском (13,0%) районах, в то время как в Советском районе осталась только одна квартира. В настоящее время существует потребность в помещениях маневренного фонда в Первомайском, Советском и Ленинском районах города. Учреждением ведется список нуждающихся в предоставлении жилых помещений маневренного фонда. В Первомайском районе необходимы помещения для 30 семей, в Ленинском районе - 13 семей.
2. Анализ использования помещений маневренного фонда показал, что в среднем, одно помещение маневренного фонда, заселено 4,5 года, что в два с лишним раза превышает срок, установленный ст. 106 Жилищного кодекса РФ – 2 года. В случае, если помещения маневренного фонда используются долгое время, многое могло измениться, например, приобретение недвижимости, состав семьи и т.д.
3. Не устранены факты (в период после проверки 2019 года) нерационального использования помещений маневренного фонда в общежитиях по адресам ул. Крамского, 35а и ул. Ленина, 90:

по адресу ул. Крамского, 35а:

  • не включено в состав помещений муниципального маневренного фонда помещение «жилая комната б/н» площадью 20,5 кв. м (№ 23 на поэтажном плане). На момент проверки данное помещение как жилое не используется;
  • не включено в Реестр муниципального имущества помещение на 1 этаже общежития комната № 34 (по техпаспорту), общей площадью -13,2 кв. м, доступа в комнату со стороны здания нет. Комната в числе помещений маневренного фонда не используется.

В техническом паспорте вход в комнату отмечен только со стороны улицы, где на момент проверки имеется пристройка, принадлежность которой также до настоящего времени не установлена. Согласно ответов ДЗиИО мэрии и Управления архитектурно-строительной инспекции мэрии «разрешение на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства «Здание общежития маневренного фонда» по ул. Крамского 35а, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 54:35:071375:5, не выдавалось;

  • без правовых оснований АО «Муниципальная управляющая компания» занимает в здании три подсобных помещения: две комнаты 2 этажа и комната на 3 этаже общей площадью - 16,2 кв. м.

по адресу ул. Ленина, 90:

  • не согласована перепланировка фактически объединенных между собой комнат № 420 и 421.

Кроме этого, по данному адресу:

  • визуальным осмотром фасада здания со стороны двора установлено вздутие штукатурки после проведения строительно-монтажных работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, включая ремонт фасада (договор № РТС254Б190326(Д) от 08.08.2019).
  • отсутствует разрешение от Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Новосибирской области на возведение пристроек и крылец частного учреждения дополнительного образования «Нооген» и оздоровительного комплекса «Жара», изменивших внешний вид жилого дома, признанного объектом культурного наследия.
4. Установлены также расхождения данных Реестра помещений маневренного фонда с Техническим паспортом домовладения по проспекту Дзержинского, 18 от 29.09.2020 года в части площади помещений № 30, № 80, № 86 и № 87.
По результатам проверки Палатой предложено:
1. Привести в соответствие Технический паспорт домовладения по проспекту Дзержинского, 18.
2. Привести в соответствие Реестр помещений маневренного фонда Техническому паспорту домовладения по проспекту Дзержинского, 18.
3. Включить Реестр муниципального имущества помещения № 23 и № 34 по адресу ул. Крамского, 35а.
4. Заключить договор аренды помещений маневренного фонда в общежитии по ул. Крамского, 35а с АО «Муниципальная управляющая компания».
5. Усилить контроль за эффективным и рациональным использованием помещений маневренного фонда города в соответствии с требованиями жилищного законодательства РФ.
6. Совместно с отраслевым департаментом:
  • рассмотреть возможность увеличения помещений маневренного фонда в Первомайском, Советском и Ленинском районах города;
  • в связи с тем, что гарантийный срок не истек, принять меры для исправления не качественно выполненных строительно-монтажных работ по ремонту фасада многоквартирного дома по адресу ул. Ленина, 90;
  • для улучшения качества использования муниципального маневренного фонда города, по мнению специалистов Палаты, рассмотреть возможность дополнения «Положения о предоставлении жилых помещений маневренного фонда муниципального специализированного жилищного фонда города Новосибирска по договору найма жилого помещения маневренного фонда» от 16.03.2005 за номером № 558 разделом «Управление помещениями маневренного фонда муниципального жилищного фонда специального назначения», а именно:
  • определить, что при продлении договора аренды необходимо проверять наличие жилых помещений у всех членов семьи, кому предоставлено помещение по договору;
  • перед продлением срока действия договора необходимо проводить комиссионную (с участием специалиста ДЭЖКХ города) проверку фактического использования помещения - соответствие, перечисленных в договоре аренды граждан, занимающих помещение (в целях исключения передачи помещения в поднаем), и состояния помещения в целом;
  • предусмотреть требование о том, что продление договора найма возможно только при отсутствии задолженности по содержанию жилья, платы за найм и коммунальные услуги.
7. Совместно с отраслевым департаментом и ДЗиИО мэрии установить собственника пристройки по адресу ул. Крамского, 35а и законность ее возведения.
По результатам проверки:
  • в адрес Учреждения направлено представление об устранении установленных недостатках. В ответе на представления отмеченные нарушения и замечания рассмотрены и приняты меры для их устранения.
Также материалы проверки направлены в Прокуратуру города Новосибирска.

Боковая панель

Виртуальная приемная

Виртуальная приемная

В «Виртуальной приемной» вы сможете оставить ваше обращение
Вам нравится наш новый сайт?

Вам нравится наш новый сайт?

Проголосуйте! Нам очень важно ваше мнение.
Вакансии города

Вакансии

Сведения о вакантных должностях муниципальной службы

Поиск по сайту

Популярные услуги в вашем регионе

Виртуальная приемная

Виртуальная приемная

В «Виртуальной приемной» вы сможете оставить ваше обращение
Вакансии

Вакансии

Сведения о вакантных должностях муниципальной службы