Проверка эффективности реализации муниципальной программы «Создание условий для осуществления гражданами права на жилище на территории города Новосибирска» на 2019-2023 годы за 2020-2022 годы

Проверка эффективности реализации муниципальной программы «Создание условий для осуществления гражданами права на жилище на территории города Новосибирска» на 2019-2023 годы за 2020-2022 годы

В соответствии с планом деятельности Контрольно - счетной палаты города на 2023 год проведена проверка эффективности реализации муниципальной программы «Создание условий для осуществления гражданами права на жилище на территории города Новосибирска» на 2019-2023 годы за 2020-2022 годы.

В целях создания условий для осуществления гражданами права на жилище в городе Новосибирске постановлением мэрии города Новосибирска от 02.10.2018 № 3633 была утверждена муниципальная программа «Создание условий для осуществления гражданами права на жилище на территории города Новосибирска» на 2019 - 2023 годы.

Эта Программа - одна из первых попыток объединить в один блок разные направления деятельности мэрии города Новосибирска, которые можно охарактеризовать как «решение жилищных проблем наиболее незащищенных групп населения»: сирот, инвалидов, молодых семей, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, граждан, проживающих в аварийном жилом фонде и т.д.

Сложность и разнонаправленность поставленных задач потребовали постоянного внесения правок и корректировок в показатели программных мероприятий. На момент проверки действует 18 редакция Программы.

Анализ внесенных изменений показал, что часть изменений вызваны необходимостью приведения Программы в соответствие с изменением законодательства, структурными изменениями в мэрии или появлением новых возможностей в реализации мероприятий (например, выдача сертификатов детям-сиротам).

Разработчиком Программы является Управление по жилищным вопросам мэрии города Новосибирска.

В начальной редакции исполнителями Программы были: - УЖВ (до 31.12.2019); - МКУ «ГЖА»; - привлеченные организации, заключившие договоры на конкурсной основе.

С 01.01.2020 (редакцией от 30.12.2019 № 4775) для решения задач, охваченных Программой, в состав исполнителей были включены 2 департамента: департамент строительства и архитектуры и департамент по социальной политике мэрии.

Паспортом Программы определена её цель: улучшение условий проживания граждан в городе Новосибирске.

Для достижения поставленной цели определены задачи:

  • расселение граждан из аварийного жилищного фонда;
  • содействие в улучшении жилищных условий отдельных категорий граждан;
  • организация управления муниципальным жилищным фондом города Новосибирска.

Для решения поставленных задач предусмотрены целевые индикаторы:

  • количество граждан, переселенных из жилищного фонда, признанного аварийным и подлежащим сносу, расположенного в границах застроенных территорий, в отношении которых принято решение о развитии, - 2 377 человек;
  • количество граждан, переселенных из жилищного фонда, признанного аварийным и подлежащим сносу, расположенного на иных территориях, в отношении которых решение о развитии не принималось, - 2 537 человек;
  • доля семей из числа отдельных категорий граждан, улучшивших жилищные условия, от числа таких семей, состоящих на учете на 01.06.2018, - 31,6%;
  • доля ликвидированного аварийного жилищного фонда, признанного таковым, по состоянию на 31.12.2017, - 100%;
  • количество отремонтированных жилых помещений муниципального жилищного фонда, не обремененных правами третьих лиц, - 10 049,1 кв. м.

Первоначально объем финансового обеспечения Программы предусматривался в размере 5,3 миллиарда рублей.

В последней редакции (от 23.03.2023 № 1300) финансовое обеспечение Программы предусмотрено в объеме 8,1 миллиарда рублей увеличение на 2,8 миллиарда рублей.

Средства на реализацию Программы ежегодно предусматривались в расходах бюджета города на соответствующий период. За время исполнения программных мероприятий, несмотря на то, что общий объем средств по Программе увеличен в 1,5 раза, финансовая составляющая бюджета города и внебюджетных источников уменьшена на 32,8% и 17,3% соответственно. В последней редакции основным источником являются средства областного бюджета - 62,4% от общей суммы финансирования, а если учитывать только средства бюджета, то их доля составила - 78,7%.

Анализ исполнения мероприятий Программы в 2020-2022 годах показал, что предусмотренные целевые индикаторы муниципальной программы за проверяемый период выполнены в полном объеме.

Исполнение отдельных целевых индикаторов:

В части Департамента строительства и архитектуры мэрии:

  • исполнение целевого индикатора «Строительство (приобретение) жилых помещений для переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу (включая строительство (приобретение) жилых помещений для переселения граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, в случае принятия решения о развитии застроенной территории)», показало эффективность использования ДСА мэрии бюджетных средств, направленных на приобретение квартир для переселения граждан из аварийного жилого фонда, что позволило в рамках выделенного финансирования значительно увеличить объемы приобретенных жилых помещений (в натуральном выражении больше кв.м. на 29,7%). Все приобретенные квартиры распределялись и выделялись жителям аварийных домов по нормам, определенным законодательством.
  • целевой индикатор «Изъятие жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу». При плане изъятия помещений аварийного фонда общей площадью - 11 091,0 кв. м., по состоянию на 01.01.2023 общая площадь изъятого аварийного фонда составила 8 717,4 кв. м. (или 78,6 %). Динамика изъятия показывает резко возросшие объемы в 2022 году, и при условии сохранения прогресса (и наличии финансирования) велика вероятность выполнения плановых программных показателей. Выборочной проверкой процедуры выкупа помещений за счет средств бюджета, нарушений не установлено.

В части Департамента социальной политике мэрии:

  • анализ мероприятий Программы по строительству (приобретению) жилых помещений для предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, показал, что за проверяемый период отмечена динамика роста объемов финансирования и соответственно количества приобретенных жилых помещений (несмотря на значительный рост цен на недвижимость в рассматриваемом периоде). Фактическая стоимость приобретаемой квартиры за три года (период 2020-2022) выросла в 1,8 раза. Так, если в 2020 году было приобретено 29 квартир на сумму 45,5 миллиона рублей, то в 2021 году уже 98 квартир на общую сумму 246,5 миллиона рублей - рост по числу в 3,4 раза /по сумме в 5,4 раза, а в 2022 году - 125 квартир на общую сумму 359,7 миллиона рублей - рост к 2021 году по числу 1,3 раза / по сумме 1,5 раз.
  • в результате предоставления единовременной денежной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения, численность ветеранов и инвалидов боевых действий, и членов их семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, снизилась за 4 года программы на 31,2% (на 25 человек).
  • принятые меры, в части предоставления инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 01.01.2005, единовременной денежной выплаты на строительство (приобретение) жилого помещения, позволили сократить очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий по состоянию на 01.01.2023 на 58 человек (или на 34,8%).

По результатам проверки в адрес - Департамента по социальной политике мэрии города Новосибирска направлено представление об устранении установленных нарушений, в части исполнения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

По данным нарушениям Палатой направлено письмо в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области. Согласно полученного ответа 12.12.2023 года Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что Департаментом социальной политике мэрии нарушены положения части 2 статьи 8, части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. В связи с тем, что контракты заключены в 2021, 2022 годах выдать предписание об устранении нарушений не представляется возможным, как и привлечь виновных должностных лиц, в связи с истечением срока давности, установленного в части 1 статей 4,5 КоАП РФ.

Также материалы проверки направлены в Прокуратуру города Новосибирска.


Боковая панель

Виртуальная приемная

Виртуальная приемная

В «Виртуальной приемной» вы сможете оставить ваше обращение
Вам нравится наш новый сайт?

Вам нравится наш новый сайт?

Проголосуйте! Нам очень важно ваше мнение.
Вакансии города

Вакансии

Сведения о вакантных должностях муниципальной службы

Поиск по сайту

Популярные услуги в вашем регионе

Виртуальная приемная

Виртуальная приемная

В «Виртуальной приемной» вы сможете оставить ваше обращение
Вакансии

Вакансии

Сведения о вакантных должностях муниципальной службы