Заключение на отчет об исполнении бюджета города Новосибирска за 2021 год

Заключение на отчет об исполнении бюджета города Новосибирска за 2021 год

Заключение на годовой отчет об исполнении бюджета города Новосибирска за 2021 год (далее – Заключение) подготовлено на основании данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств бюджета города Новосибирска в соответствии с требованиями ст. 2644 Бюджетного кодекса РФ, ст. 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», ст. 21 Положения о бюджетном процессе в городе Новосибирске, принятого решением Совета депутатов города Новосибирска от 09.10.2007 № 750, ст. 16 Положения о контрольно-счетной палате города Новосибирска, принятого решением Совета депутатов города Новосибирска от 26.10.2011 № 455.

Заключение контрольно-счетной палаты города Новосибирска (далее – Палата) рассмотрено коллегией Палаты (протокол № 3 от 27 апреля 2022 года), утверждено Председателем контрольно-счетной палаты Новосибирска.

Анализ исполнения бюджета города Новосибирска

Исполнение бюджета города Новосибирска в 2021 году происходило в условиях сохранения сдерживающего влияния на социально-экономическое развитие как Новосибирской области, так и Российской Федерации в целом, неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции. Однако, благодаря реализации принятого пакета федеральных и региональных антикризисных мер поддержки экономики и граждан, удалось локализовать экономический спад в отдельных отраслях и не допустить его разрастания на все сферы жизнедеятельности. В результате экономика Новосибирской области пострадала меньше, чем оценивалось в начале эпидемии.

В 2021 году бюджет города Новосибирска исполнен по общему объему доходной части на 97,4% (57 697 904,2 тыс. рублей), расходной части - на 95,7% (57 347 454,0 тыс. рублей). По итогам финансового года бюджет города исполнен с профицитом в размере 350 450,2 тыс. рублей.

Положительная динамика налоговых и неналоговых доходов в 2021 году привела к увеличению коэффициента бюджетной результативности на 17,8%, по сравнению с уровнем 2020 года, который составил 18 320,0 рублей/человека.

Отмечается незначительный рост коэффициента автономии, что свидетельствует о росте налоговых и неналоговых доходов бюджета, но при этом сохраняющейся зависимости бюджета города Новосибирска от средств бюджетов других уровней.

В 2021 году сохраняется рост коэффициента бюджетной обеспеченности, который составил 35 384,4 рубля/человека (в 2020 году – 31 814,9 рубля/человека), что обусловлено увеличением расходов бюджета города и уменьшением среднегодовой численности населения.

Исполнение бюджета города за 2021 год с профицитом привело к росту коэффициента бюджетного покрытия до 1,01.

По итогам исполнения бюджета за 2021 год объем муниципального долга остался на уровне прошлого года, что при уменьшение среднегодовой численности населения, привело к незначительному увеличению долговой нагрузки на 0,1% до 14 111,1 рубля на одного жителя.

По характеристикам бюджета, в сравнении с городами СФО (Барнаул, Иркутск, Красноярск, Омск, Томск, Кемерово), в 2021 году город Новосибирск занимает третье место в рейтинге.

Решением Совета депутатов города Новосибирска от 23.12.2020 № 70 «О бюджете города на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» (с изменениями) общий объем доходов бюджета города утвержден в сумме 59 252 610,4 тыс. рублей, расходов – 59 953 138,4 тыс. рублей, дефицит бюджета – 700 528,0 тыс. рублей.

По данным Отчета об исполнении консолидированного бюджета (ф.0503117) за 2021 год (далее – Отчет мэрии) утвержденные бюджетные назначения по доходам составляют 59 248 440,3 тыс. рублей, по расходам – 59 948 968,3 тыс. рублей, что меньше показателей, утвержденных решением о бюджете по доходам и расходам на 4 170,1 тыс. рублей.

Показатели плановых назначений по доходам и сводной бюджетной росписи уменьшены на основании уведомлений об изменении бюджетных ассигнований из областного бюджета Новосибирской области. Кроме того, перераспределены бюджетные ассигнования в соответствии со статьей 217 Бюджетного кодекса РФ без внесения изменений в решение о бюджете.

В 2021 году доходная часть бюджета исполнена в сумме 57 697 904,2 тыс. рублей или 97,4% от уточнённого плана. В отчетном периоде налоговые и неналоговые доходы поступили в бюджет города в объеме 29 691 187,0 тыс. рублей, что составляет 100,1% от плана. Плановые назначения по доходам бюджета города Новосибирска на 2021 год не исполнены на 1 550 536,1 тыс. рублей (2,6%) в результате неисполнения плана по безвозмездным поступлениям в объеме 1 576 069,8 тыс. рублей (5,3%).

По данным Отчета мэрии плановые назначения незначительно перевыполнены как по налоговым доходам - на 9 409,4 тыс. рублей (0,04%), так и по неналоговым доходам - на 16 124,2 тыс. рублей (0,3%).

По сравнению с 2020 годом доходы бюджета города в 2021 году увеличились на 6 539 455,1 тыс. рублей (12,8%). Объем собственных доходов бюджета города в 2021 году после снижения в предыдущем отчетном периоде существенно вырос – на 4 449 259,8 тыс. рублей (17,6%). При этом выросли как налоговые доходы - на 3 320 819,3 тыс. рублей (15,8%), так и неналоговые доходы - на 1 128 440,5 тыс. рублей (26,4%). На положительную динамику налоговых доходов в отчетном периоде основное влияние оказал рост поступлений налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) – на 2 210 036,9 тыс. рублей (15,6%) и налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - на 1 498 430,9 тыс. рублей (в 2,4 раза). Также отмечается рост поступлений по всем видам неналоговых доходов. Объем безвозмездных поступлений в отчетном периоде значительно возрос - на 2 090 195,3 тыс. рублей (8,1%) относительно 2020 года.

В структуре доходов бюджета города Новосибирска доля собственных доходов по сравнению с предыдущим отчетным периодом увеличилась на 2,2 процентных пункта и составила 51,5%. Сложившаяся в 2021 году динамика изменения объемов поступления доходов привела к росту доли на 1,1 процентных пункта как налоговых доходов (42,1% доходов бюджета), так и неналоговых доходов (9,4%). При этом, зависимость бюджета города Новосибирска от трансфертов из вышестоящих бюджетов остается высокой (48,5%).

В сравнении с городами СФО (Барнаул, Иркутск, Красноярск, Омск, Томск, Кемерово) в 2021 году город Новосибирск занимает 4-е рейтинговое место по объему поступлений доходов бюджета на одного жителя с показателем 35 600,6 рубля/чел (рост на 13,0%), а по аналогичному показателю в части собственных доходов бюджета – 3-е место (18 320,0 рубля/чел (рост на 17,8%).

Приказом ДФиНП мэрии от 30.12.2021 № 318-од «О распределении доходной части бюджета города на 2021 год» (далее – уточненный план) установлены плановые показатели по всем видам доходов по каждому главному администратору доходов бюджета.

Потенциальным резервом увеличения поступлений доходов в бюджет города остается погашение задолженности по уплате налоговых и неналоговых платежей, которая на 1 января 2022 года составила 4 993 614,7 тыс. рублей, из которой 759 391,4 тыс. рублей (15,2%) - задолженность по налоговым доходам и 4 234 223,3 тыс. рублей (84,8%) – просроченная задолженность по неналоговым доходам.

Задолженность за 2021 год уменьшилась как по налогам - на 62 657,7 тыс. рублей (7,6%), так и по неналоговым платежам - на 314 188,3 тыс. рублей (6,9%). Общее снижение задолженности составило 376 846,0 тыс. рублей (7,0%).

Анализ исполнения налоговых и неналоговых доходов бюджета показал, что администрирование налоговых и неналоговых доходов бюджета в 2021 году осуществлялось на чуть менее высоком уровне, из 56 главных администраторов доходов 50 администраторов (89,3%) выполнили либо перевыполнили плановые показатели (в 2020 году 58 ГАДБ из 60).

Из утвержденных решением Совета депутатов города 21 ГАДБ (структурных подразделений мэрии) в 2021 году не обеспечили планируемые поступления налоговых и неналоговых доходов в бюджет 2 ГАДБ (в 2020 году – также 2 из 21).

Фактическое поступление налоговых доходов составило 24 288 439,0 тыс. рублей или 100,04% от уточненного плана. Отмечается положительная динамика поступлений налоговых доходов в 2021 году - рост к уровню 2020 года составил 3 320 819,3 тыс. рублей или 15,8%.

В результате внесения изменений плановый показатель по налоговым платежам, уплачиваемым населением и юридическими лицами, увеличен на 2 564 404,8 тыс. рублей (11,8%) и составил 24 279 029,6 тыс. рублей.

Перевыполнение уточненного плана по налоговым доходам составляет 9 409,4 тыс. рублей (0,04%). Уточненный план перевыполнен по всем видам налоговых поступлений, за исключением налога на доходы физических лиц (недовыполнение на 9 123,2 тыс. рублей или на 0,1%) и налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения (недовыполнение на 746,8 тыс. рублей или на 0,2%).

Наибольший объем перевыполнения отмечается по земельному налогу – на 11 975,9 тыс. рублей (0,4%) и по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - на 4 319,3 тыс. рублей (0,2%).

В отчетном году, как и в предыдущих периодах, наибольший удельный вес в структуре поступивших налоговых платежей составляет НДФЛ (67,6%), доля которого практически не изменилась по сравнению с 2020 годом.

В отчетном периоде поступления от НДФЛ составили 16 419 884,1 тыс. рублей или 99,9% от уточненного плана. По сравнению с 2020 годом объем поступлений налога увеличился на 2 210 036,9 тыс. рублей (15,6%). Первоначальный план в течение года был увеличен на 1 885 982,0 тыс. рублей или на 13,0%.

Темп роста НДФЛ во все уровни бюджета в отчетном году значительно вырос: прирост в 2021 году составил 15,6%, в 2020 году – 6,5%.

В 2021 году темп роста НДФЛ выше на 5,8 процентных пункта темпа роста фонда начисленной заработной платы работников крупных и средних предприятий города Новосибирска за январь – декабрь 2021 года по данным Новосибирскстата (109,8%).

Рост поступлений НДФЛ также обусловлен дополнительными поступлениями в связи с установлением с 1 января 2021 года норматива отчислений налога на доходы физических лиц в части суммы налога, превышающей 650 тысяч рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей.

Поступление в бюджет от уплаты земельного налога составило 101,1% к уточненному плановому показателю или в абсолютном выражении - 2 809 322,3 тыс. рублей. В течение отчетного периода плановые назначения увеличены на 14 977,6 тыс. рублей (0,5%).

По данным отчета УФНС по НСО формы 5-МН «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам за 2020 год» сумма налога, подлежащего уплате в бюджет, исходя из кадастровой стоимости земельных участков юридических и физических лиц, на территории города Новосибирска снизилась по сравнению с 2019 годом на 4,9%. Кроме того, отмечается снижение как количества налогоплательщиков – юридических и физических лиц, так и количества принадлежащих им земельных участков.

Поступления земельного налога по сравнению с 2020 годом незначительно уменьшились - на 6 100,9 тыс. рублей (0,2%).

Уточненные плановые назначения по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, выполнены в сумме 2 541 346,0 тыс. рублей или на 100,2%.

Первоначальный план по данному виду налоговых доходов бюджета города увеличен на 483 400,0 тыс. рублей (на 23,5%).

По сравнению с 2020 годом в отчетном периоде отмечается значительный рост поступлений - на 1 498 430,9 тыс. рублей или в 2,4 раза, в том числе в связи с увеличением единого норматива отчислений с 10 до 16,5%.

Плановые назначения по налогу на имущество физических лиц выполнены в сумме 873 188,8 тыс. рублей (100,1% от уточненных плановых назначений). По сравнению с 2020 годом поступление налога увеличилось на 114 466,1 тыс. рублей или на 15,1% в связи с ростом начисленной суммы налога исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости с применением повышенного корректирующего коэффициента.

В течение 2021 года плановые назначения скорректированы в сторону увеличения на 141 300,0 тыс. рублей (19,3%).

При этом, по информации УФНС по НСО недоимка по налогу на имущество физических лиц, образовавшаяся по состоянию на 01.01.2022, увеличилась относительно уровня 2020 года на 2,7 % и составила 280 145,1 тыс. рублей. Однако, необходимо отметить, что за 2021 год удельный вес недоимки к объему начисленных платежей снизился на 3,7 процентных пункта (начислено 907 829,9 тыс. рублей) и составил 30,9%. Взыскание задолженности является потенциальным резервом увеличения поступлений в бюджет города.

Поступление налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения (далее – ПСН), составило 431 126,2 тыс. рублей или 99,8% от уточненных плановых назначений. Первоначальный план увеличен на 197 599,2 тыс. рублей, или на 84,3%. По сравнению с 2020 годом поступление налога увеличилось на 226 668,2 тыс. рублей, или в 2,1 раза, что обусловлено увеличением количества выданных патентов за 2021 год, в том числе, связанного с переходом налогоплательщиков с ЕНВД на ПСН.

Уточненные плановые назначения по транспортному налогу выполнены в сумме 385 699,0 тыс. рублей или на 100,2%. Первоначальный план по данному виду налоговых доходов бюджета города увеличен на 9 000,0 тыс. рублей (на 2,4%). По сравнению с 2020 годом в отчетном периоде отмечается рост поступлений - на 11 194,0 тыс. рублей или на 3,0%.

При этом, по информации УФНС по НСО недоимка по транспортному налогу по состоянию на 01.01.2022 составила 168 509,9 тыс. рублей или 43,7% от начисленного налога за 2021 год. По сравнению с недоимкой по состоянию на 01.01.2021 произошло ее снижение на 13 741,6 тыс. рублей, или на 7,5%. Собираемость транспортного налога в 2021 году составила 99,97 % (начислено 385 827,9 тыс. рублей), что свидетельствует о том, что вышеуказанная сумма недоимки образовалась, в основном, за прошлые периоды.

В совокупности доходы от пошлин поступили в сумме 367 883,3 тыс. рублей или 100,1% от уточненных бюджетных назначений. По сравнению с 2020 годом доходы от госпошлин уменьшились на 5 310,3 тыс. рублей (1,4%).

В отчетном периоде в бюджет города поступило 294 905,0 тыс. рублей от единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) или 100,1% к уточненному плановому показателю. В течение 2021 года плановые назначения скорректированы в сторону уменьшения на 126 800,0 тыс. рублей (30,1%). В отчетном году в бюджет города поступали суммы налога, начисленного за 4 квартал 2020 года, в связи с отменой ЕНВД с 1 января 2021 года, и отсроченные платежи за 1 квартал 2020 года.

Поступление акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории РФ (автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей), в 2021 году составило 161 352,0 тыс. рублей, или 100,1% от уточненных плановых назначений.

Плановые назначения представлены Министерством финансов и налоговой политики Новосибирской области исходя из протяженности автодорог 3 298,3 км и норматива отчислений 2,24167%.

Неналоговые доходы составили 5 402 748,0 тыс. рублей (100,3% от уточненного плана). Первоначальный план по неналоговым доходам увеличен на 417 394,3 тыс. рублей или на 8,4%.

В 2021 году отмечается значительный рост поступления неналоговых доходов - по сравнению с 2020 годом объем неналоговых доходов увеличился на 1 128 440,5 тыс. рублей, что в относительном выражении составляет 26,4%. Рост поступлений наблюдается по всем видам неналоговых доходов: от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства - на 427 016,9 тыс. рублей (46,3%), от продажи материальных и нематериальных активов – на 275 261,5 тыс. рублей (51,5%), от использования имущества – на 249 369,9 тыс. рублей (10,1%), от штрафов, санкций, возмещения ущерба – на 161 106,5 тыс. рублей (49,1%) и платежам при пользовании природными ресурсами – на 12 209,7 тыс. рублей (в 2,3 раза).

В структуре неналоговых доходов в отчетном периоде доля основного бюджетообразующего источника неналоговых доходов - доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, снизилась на 7,5 процентных пункта и составила 50,5%. По всем остальным видам неналоговых доходов отмечается рост их удельного веса в общем объеме неналоговых доходов, наиболее существенно выросла доля доходов от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства – на 3,4 процентных пункта и доходов от штрафов, санкций, возмещения ущерба - на 2,5 процентных пункта.

Доходы от арендной платы за земельные участки и средства от продажи права на заключение договоров аренды земельных участков поступили в бюджет города в сумме 2 194 844,5 тыс. рублей и составили 101,6% от уточненных плановых назначений. По сравнению с 2020 годом доходы от аренды земли увеличились на 259 246,3 тыс. рублей (13,4%).

Поступления в бюджет города составили по действующим договорам аренды – 2 026 242,9 тыс. рублей и право аренды с торгов – 167 168,0 тыс. рублей. По сравнению с 2020 годом доходы от аренды земли по действующим договорам увеличились на 255 485,8 тыс. рублей (14,4%), а доходы бюджета от продажи права на заключение договоров аренды земли - на 3 760,5 тыс. рублей (2,3%) относительно предыдущего периода.

Количество действующих договоров аренды земельных участков по состоянию на 01.01.2022 увеличилось на 73 относительно соответствующего периода 2020 года, и составило 15 770 единиц. Площадь аренды составляет 3 126 га, что составляет 13,5% земельных ресурсов города Новосибирска, находящихся в пользовании и владении юридических и физических лиц.

За 2021 год предоставлено 26 земельных участков путем проведения торгов площадью 16,4 га (в 2020 году – 14 земельных участков площадью 9,5 га). Сумма поступлений по продаже права аренды земельных участков с торгов в 2021 году составила 167 168,0 тыс. рублей.

В 2021 году произведено списание просроченной дебиторской задолженности в сумме 404 600,7 тыс. рублей, в том числе: признанной безнадежной к взысканию, по 77 договорам аренды в сумме 158 968,8 тыс. рублей (в 2020 году - по 88 договорам аренды в сумме 273 733,7 тыс. рублей), а также сомнительной задолженности по 129 договорам в сумме 245 631,9 тыс. рублей.

Просроченная дебиторская задолженность по доходам, получаемым в виде арендной платы за земельные участки, по состоянию на 01.01.2022 уменьшилась на 265 072,3 тыс. рублей (6,5%) и составила 3 811 585,5 тыс. рублей, в том числе пени – 614 685,4 тыс. рублей.

По данным ДЗиИО мэрии по состоянию на 01.01.2022 задолженность по арендной плате за земельные участки, реальная к взысканию, составляет 44,7% от общей суммы задолженности. Нереальная к взысканию задолженность составляет 2 108 089,1 тыс. рублей.

Доходы от сдачи в аренду имущества, составляющего муниципальную казну, исполнены на 101,7%. В бюджет города поступило 129 171,2 тыс. рублей, что выше уровня 2020 года на 1 058,0 тыс. рублей (0,8%).

Плановые назначения по доходам от платы за наём жилых помещений муниципального жилищного фонда, главным администратором которых является ДЭЖКХ города, выполнены в сумме 64 453,4 тыс. рублей (100,8%). По сравнению с уровнем 2020 года поступление данных доходов в 2021 году увеличилось на 2 073,2 тыс. рублей (3,3%).

Просроченная задолженность населения по платежам за наем муниципального жилищного фонда (свыше 2 месяцев) с учетом начисленной пени по платежу по данным Ассоциации некоммерческое партнерство «Объединенная расчетная система», ведущего учет средств по данному источнику доходов, за 2021 год возросла на 6,2%, до 154 187,9 тыс. рублей.

Это свидетельствует о недостаточном уровне проводимой претензионно-исковой работы, в том числе во исполнение распоряжения мэрии города Новосибирска от 26.12.2016 № 1163-р «Об обеспечении представления интересов муниципального образования города Новосибирска в судах по спорам о взыскании платы за содержание жилых помещений и задолженности по плате за наем жилых помещений муниципального жилищного фонда города Новосибирска».

За 2021 год в бюджет поступило доходов от размещения рекламных щитов на объектах муниципальной собственности, администрируемых ДСА мэрии, в размере 164 506,3тыс. рублей (100,6% от утвержденного плана), что выше уровня 2020 года на 53 323,2 тыс. рублей (48,0%).

Доходы от приватизации муниципального имущества, поступили в объеме 354 629,3 тыс. рублей. или 102,2% от уточненных плановых назначений. По сравнению с 2020 годом в доход бюджета поступило средств от приватизации муниципального имущества больше на 164 647,7 тыс. рублей (на 86,7%).

В 2021 году в бюджет города доходы от продажи земельных участков поступили в объеме 447 590,3 тыс. рублей, что составляет 101,8% от уточненных плановых назначений. В отчетном году доходов от продажи земельных участков поступило больше на 109 736,2 тыс. рублей (32,5%) по сравнению с 2020 годом.

Утвержденные бюджетные назначения по доходам от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства выполнены в сумме 1 350 020,1 тыс. рублей (96,4%).

Основной объем запланированных доходов от оказания платных услуг не дополучен от учреждений, находящихся в ведении ДО мэрии – 67 982,8 тыс. рублей, по причине повышенной заболеваемости воспитанников детских садов респираторными вирусными инфекциями (планируется в среднем значении по предшествующим годам).

Поступления по доходам от штрафов, санкций, возмещения ущерба составили 489 365,8 тыс. рублей (101,3%).

В 2021 году доходов от штрафов, санкций, возмещения ущерба по сравнению с 2020 годом поступило больше на 161 106,5 тыс. рублей (на 49,1%), что обусловлено поступлением штрафных санкций от АО «СИБЭКО» в соответствии с мировым соглашением по делу о расторжении концессионных соглашений в сумме 239 215,5 тыс. рублей или 48,9% всех поступлений.

Бюджетные назначения по безвозмездным поступлениям исполнены в сумме 28 006 717,2 тыс. рублей (94,7%). В 2021 году темп роста безвозмездных поступлений от бюджетов других уровней составил 108,1%.

Расходы бюджета города исполнены в 2021 году в объеме 57 347 454,0 тыс. рублей, что выше уровня 2020 года на 11,1% - в номинальном выражении и на 1,9% - в реальном выражении. Уточненный план по расходам исполнен на 95,7%, что ниже уровня 2020 года на 2,0 процентных пункта.

В общем объеме расходов бюджета города доля расходов за счет безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ составила в 2021 году 48,2%, что свидетельствует о высоком уровне финансовой зависимости от трансфертов из вышестоящих бюджетов.

Доля расходов «социальных» разделов незначительно уменьшилась по сравнению с 2020 годом на 0,9 процентных пункта и составила 67,7% в общих расходах бюджета (в 2020 году – 68,6%), в основном за счет снижения доли расходов на «Образование». Исполнение всех «социальных» разделов выше уровня исполнения расходной части бюджета в целом, за исключением раздела «Образование», где уровень исполнения расходов (95,6%) сложился практически на уровне исполнения расходной части бюджета в целом, при этом все обязательства по выплате заработной платы, финансированию учебных расходов и обеспечению школьников начальных классов горячим питанием выполнены в полном объеме.

Из анализа данных отчетов ГРБС об исполнении бюджета следует, что ни одним из них бюджетные ассигнования не исполнены в точном соответствии с планом. Как следствие, бюджет не исполнен по всем разделам функциональной классификации расходов.

Исполнение ниже среднего уровня (95,7%) сложилось по разделам: 0500 «Жилищно-коммунальное хозяйство» - 86,1%; 0100 «Общегосударственные вопросы» - 94,1%; 0700 «Образование» - 95,6%.

Мэрией продолжена работа по реализации мероприятий, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года. В 2021 году на обеспечение конкретных положений указов предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 16 208 347,8 тыс. рублей, исполнение составило 15 804 664,1 тыс. рублей (97,5%).

Анализ исполнения Указов Президента РФ (по данным Новосибирскстата) показал, что мероприятия, проводимые по повышению оплаты труда работников в 2021 году, позволили достигнуть всем категориям работников установленные целевые индикаторы, предусмотренные «дорожной картой», за исключением врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее образование, предоставляющих медицинские услуги – 197,4% при установленном значении 200,0%.

Однако, по данным предоставленными ДСП мэрии, ДКСиМП и ДО мэрии значение данного показателя составило 205,6; 201,9 и 212,5%, соответственно.

За январь-декабрь 2021 года, по данным ГРБС, наблюдается рост среднемесячной заработной платы всех категорий работников.

По данным ДО мэрии, фактическое значение показателя удовлетворенности местами в ДДОУ детей дошкольного возраста от 1,5 до 7 лет на 01.01.2022 составляет 76,4%, для детей в возрасте от трех до семи лет - 99,6%.

В отчетном году мэрией города Новосибирска продолжена работа по обеспечению реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.09.2018 № 2101-р «Об утверждении комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года» и указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

Общий объем финансирования национальных проектов составил 4 438 365,8 тыс. рублей (89,9%), в том числе: за счет средств федерального бюджета – 2 626 428,8 тыс. рублей, областного бюджета – 1 467 966,6 тыс. рублей, за счет средств бюджета города – 343 970,4тыс. рублей.

Из 12 национальных проектов и комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры в бюджете города на 2021 год было предусмотрено финансирование 6 национальных проектов: «Демография», «Образование», «Культура», «Жилье и городская среда», «Безопасные и качественные дороги» и «Экология».

По данным ГРБС в рамках национального проекта «Демография» в 2021 году введено в эксплуатацию 2 здания яслей-детских садов с общей наполняемостью 530 мест, из них ясельных – 160 мест.

Показатель удовлетворенности местами в ДДОУ в возрастной категории от 1,5 лет до 3 лет в целом по городу составляет 35,2%.

В рамках нацпроекта «Образование» бюджетные средства направлены на создание новых мест в общеобразовательных организациях. В 2021 году продолжилось строительство здания школы по проезду Детскому, 10 в Советском районе на 1 100 мест (плановый ввод – 2022 год). На момент проведения экспертизы получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Анализ деятельности общеобразовательных организаций показал, что в 2021-2022 учебном году в 82,8% (в 168 из 203) учебных заведениях обучение велось в двухсменном режиме, что затрагивало интересы 68 288 детей (34,6%), в 2020-2021 учебном году 79,9% учебных заведений занималось в две смены. Число детей, обучающихся во вторую смену, в 2021-2022 учебном году по сравнению с прошлым учебным годом возросло на 6 739 учащихся (3,5%).

Палата отмечает, что из 203 образовательных учреждений, 2 находится в аварийном состоянии - МБОУ СОШ № 57 и МБОУ СОШ № 51.

В рамках национального проекта «Жилье и городская среда» бюджетные средства направлены на:

  • благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов;
  • благоустройство общественных пространств - работы по сохранению естественной экосистемы парка культуры и отдыха «Заельцовский парк»;
  • выплату возмещения за изъятые жилые помещения в многоквартирных жилых домах, признанных аварийными и подлежащих сносу (возмещение получили 150 человек, изъято 2 760,6 кв. м; кроме того, в рамках реализации договоров развития застроенных территорий расселили 333 человека, которые проживали в жилых помещениях площадью 4 028,6 кв. м).
Одной из целей национального проекта «Безопасные и качественные дороги» является увеличение доли автомобильных дорог города Новосибирска, соответствующих нормативным требованиям.

По данным ДТиДБК мэрии по состоянию на 01.01.2022 в нормативном состоянии находится 316,1 км автомобильных дорог, что составляет 50,8% от общей протяженности автомобильных дорог, входящих в национальный проект.

В рамках нацпроекта «Культура» в отчетном году продолжена реконструкция здания по ул. Максима Горького, 52 под размещение театра, а также выполнено переоснащение муниципальных библиотек по модульному стандарту.

В рамках нацпроекта «Экология» бюджетные ассигнования направлены на приобретение контейнеров для раздельного накопления твердых коммунальных отходов (приобретен 2 531 контейнер).

Капитальные вложения в объекты капитального строительства исполнены в сумме 4 806 263,7 тыс. рублей (94,1% от плана) и составили 8,4% к общему объему расходов. По сравнению с предыдущим годом, расходы на осуществление капитальных вложений сократились на 22,8%, а инвестиционная составляющая в расходах бюджета снизилась на 3,7 процентных пункта.

Основную долю капитальных вложений в 2021 году составляли расходы, направленные на строительство автодорог, капитальные вложения в сфере транспорта и капитальные вложения, направленные на строительство зданий детских садов; на строительство и реконструкцию зданий школ – 26,4; 25,8 и 21,2%, соответственно. Расходы, направленные в объекты коммунального строительства, и строительство (приобретение) жилья составили 14,8% и 6,6% от общего объема капитальных вложений, соответственно. Доля капитальных вложений, направленная на реконструкцию зданий учреждений культуры, составила 5,3%.

Исполнение расходов на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства за счет собственных средств бюджета города составило 93,1%, областного и федерального бюджетов – 96,4%.

Перечень объектов и объемы финансирования на 2021 год в решениях комиссии по вопросам осуществления капитальных вложений, согласованных мэром города Новосибирска, соответствуют перечням объектов и объемам финансирования, предусмотренных решениями о бюджете на 2021 год.

В то же время, в нарушение положений раздела 3 Порядка осуществления капитальных вложений в объекты муниципальной собственности на территории города Новосибирска, утвержденного постановлением мэрии города Новосибирска от 15.05.2014 № 4125 (далее – Порядок осуществления капитальных вложений), бюджетные инвестиции в отдельные объекты капитальных вложений в 2021 году осуществлены ДСА мэрии, ДТиДБК мэрии, ДЭЖКХ города при отсутствии подготовленных правовых актов мэрии.

Программные расходы бюджета в отчетном году составили 51 957 941,0 тыс. рублей (96,1% от плана), или 90,6% от общих расходов бюджета города.

На реализацию мероприятий муниципальных программ (далее – МП, Программы) за счет средств бюджета города направлено 25 070 280,2 тыс. рублей (98,2% от плана), за счет межбюджетных трансфертов – 26 887 660,8 тыс. рублей (94,3% от плана).

В 2021 году в городе Новосибирске реализовывались мероприятия 24 МП.

Анализ реализации муниципальных программ показал, что в 2021 году существенно изменены плановые назначения (свыше 10,0%) по 10 из 24 МП.

В соответствии со ст. 179 БК РФ и п. 3.16. Порядка принятия решений о разработке муниципальных программ города Новосибирска, утвержденного постановлением мэрии города Новосибирска от 19.06.2014 № 5141 (далее – Порядок) муниципальная программа подлежит приведению в соответствие с решением Совета депутатов о бюджете города Новосибирска не позднее 3 месяцев со дня вступления его в силу.

Однако, в нарушение данных требований объемы финансирования МП «Развитие сферы молодежной политики в городе Новосибирске» на 2018 – 2021 годы не приведены в установленные сроки в 2021 году в соответствие с решением Совета депутатов от 23.12.2020 № 70 «О бюджете города Новосибирска на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов» (по состоянию на 01.04.2021).

По состоянию на 01.04.2022 объемы финансирования всех МП приведены в соответствие с бюджетными ассигнованиями, предусмотренными в решении о бюджете города на реализацию мероприятий муниципальных программ в 2021 году, за исключением МП «Создание условий для осуществления гражданами права на жилище на территории города Новосибирска» на 2019 - 2023 годы за 2021 год объемы финансирования которой соответствуют объему бюджетных ассигнований, утвержденных сводной бюджетной росписью по состоянию на 01.01.2022.

Оценка эффективности Программ за 2021 год, в части финансового обеспечения проведена на основании данных сводной бюджетной росписи, кроме МП «Развитие транспорта и дорожно - благоустраительного комплекса на территории города Новосибирска».

По результатам проведенных Палатой экспертиз реализации МП в 2021 году установлено:

  • из 24 МП, реализация которых осуществлялась в 2021 году, 22 программы оценены разработчиками (ответственными исполнителями) на уровне «высокая эффективность», при этом эффективность реализации МП «Социальная поддержка населения города Новосибирска» и МП «Создание условий для осуществления гражданами права на жилище на территории города Новосибирска» признана «высокой» формально, а МП «Развитие малого и среднего предпринимательства города Новосибирска» и МП «Профилактика экстремизма, минимизация и (или) профилактика его проявлений на территории города Новосибирска» - признана «высокой» по формальным признакам, что не предусмотрено Порядком;
  • эффективность реализации МП «Муниципальная поддержка деятельности в сфере промышленности и инновационной деятельности на территории города Новосибирска» оценена на уровне «низкая эффективность», с необходимостью корректировки программы;
  • в отношении МП «Создание условий для повышения эффективности использования земель и земельных участков, расположенных в границах города Новосибирска» в связи с невыполнением в 2021 году мероприятий программы, разработчиком МП оценка эффективности в соответствии с Порядком не проведена, что свидетельствует о недостатках планирования на этапе разработки Программы;
  • по некоторым МП отмечается недостижение плановых значений отдельных целевых индикаторов, что в большинстве случаев связано с несвоевременным внесением разработчиками и ответственными исполнителями соответствующих изменений в Программу, а также с ограничительными мерами, действовавшими в период пандемии, вызванной коронавирусной инфекцией;
  • в отношении отдельных МП отмечены недостатки планирования значений показателей, что может свидетельствовать о недостаточно точном анализе исходных данных для их расчета при установлении плановых значений, либо об отсутствии со стороны разработчика качественного управления Программой, в части своевременной корректировки плановых значений показателей мероприятий Программы и целевых индикаторов в соответствии с текущей социально-экономической ситуацией;
  • по ряду МП отмечено отсутствие очевидной взаимосвязи между ресурсным обеспечением, и степенью выполнения мероприятий Программ и фактическими значениями целевых индикаторов, отражающих степень решения задач и достижения целей соответствующей Программы, при этом, в аналитических записках к отчетам о ходе реализации Программ не приводится пояснений наличия указанного выше противоречия, что может свидетельствовать о недостаточно точном анализе данных при формировании набора целевых индикаторов при разработке проекта Программы, а также об отсутствии взаимосвязи между затратами и ожидаемыми результатами реализации Программы;
  • по ряду МП информация об источниках получения данных для определения целевых индикаторов указана в общем, без указания конкретного источника и периода их предоставления, при этом информация о ходе реализации МП также не содержит указания на источники получения данных и методику их расчета.
В целях совершенствования практики программно-целевого планирования ГРБС - ответственным разработчикам и исполнителям МП срок реализации которых завершается в 2022 году, необходимо своевременно организовать работу по формированию проектов новых МП с учетом актуальных приоритетов социально-экономического развития города Новосибирска, определенных в Стратегии социально-экономического развития города Новосибирска до 2030 года, обеспечив при этом соблюдение принципов стратегического планирования, установленных Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ.

Удельный вес размещенных муниципальных закупок в общих расходах бюджета города составил 37,6% (в 2020 году – 38,0%). Объем закупок в рамках контрактной системы в 2021 году составил 21 545 666,0 тыс. рублей, что на 9,7% выше аналогичного показателя 2020 года.

Доля закупок при осуществлении конкурентных способов составляет 74,1% (15 964 651,0 тыс. рублей), закупок малого объема (до 600,0 тыс. рублей) – 18,5% (3 978 348,0 тыс. рублей), закупок у естественных монополистов – 7,4% (1 602 667,0 тыс. рублей).

В 2021 году отмечается рост объема всех видов конкурентных закупок, в особенности осуществляемых путем запроса котировок и открытого конкурса - более чем в 5 раз и на 63,0% к уровню 2020 года, соответственно.

Так же, увеличился объем закупок по сделкам малого объема (до 600,0 тыс. рублей) на 88,0%, при этом общий объем закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) относительно показателя 2020 года уменьшился на 32,9%. Наряду с увеличением общего объема закупок наблюдалось увеличение на 7,3% количества заключенных контрактов.

Наиболее конкурентным способом определения поставщика оставался электронный аукцион, на участие в котором в среднем было подано 3,8 заявки. На запрос котировок было подано в среднем 2,8 заявки. Наименее конкурентным являлся открытый конкурс, на который в среднем подавалась 2,2 заявки.

В разрезе отраслевых департаментов, управлений и комиссий наибольший объем произведенных закупок в суммовом выражении приходится на ДТиДБК мэрии и ДО мэрии – 50,5% и 23,5%, соответственно.

В 2021 году наиболее значительное уменьшение объема закупок по сравнению с 2020 годом наблюдается в ДСА мэрии – на 83,9%, а наибольший рост – в комиссии по финансовому посредничеству – на 57,1% в связи с большим объемом проведения аукционов по финансовым услугам.

В отчетном периоде размер снижения цены закупок в результате проведения конкурентных процедур уменьшился на 20,8% и составил 812 539,0 тыс. рублей. При этом эффективность закупок (среднее значение снижения цены) уменьшилась и составила 4,8%, что на 1,5 процентных пункта ниже показателя 2020 года.

Доля закупок с участием субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций составляет 20,0% от совокупного годового объема закупок.

В 2021 году обеспечен контроль за использованием средств резервных фондов мэрии города Новосибирска. В отчетном периоде размер резервного фонда мэрии не превышал ограничений, установленных п. 3 ст. 81 БК РФ.

Выделение и использование средств из резервного фонда мэрии осуществлялось в соответствии с Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда мэрии города Новосибирска, утвержденном постановлением мэрии от 02.06.2015 № 3862, согласно решениям комиссии по вопросам использования бюджетных ассигнований резервного фонда мэрии города Новосибирска о возможности (невозможности) выделения средств из резервного фонда. Основанием для выделения средств из резервного фонда являлся правовой акт мэрии города Новосибирска.

В ходе исполнения бюджета города на основании решений Совета депутатов о внесении изменений в бюджет города происходило уточнение объема бюджетных ассигнований резервного фонда мэрии.

Расходы бюджета на содержание аппарата управления в 2021 году составили 2 282 047,5 тыс. рублей или 97,8% утвержденных бюджетных назначений. По сравнению с 2020 годом расходы бюджета на содержание аппарата управления увеличились на 8,6%, что ниже уровня темпа роста расходов бюджета города (11,1%).

На 01.01.2022 общая численность работников органов местного самоуправления и избирательной комиссии составила 2 428 человек, среднесписочная – 2 412 человек. Штатная численность на конец года уменьшилась на 27 единицу и составила 2 563 человека, фактическая и среднесписочная численность - на 64 человека и 62 человека, соответственно.

Расходы на оплату труда работников аппарата управления в 2021 году составили 1 507 398,0 тыс. рублей (107,5% к 2020 году), средняя начисленная заработная плата составила 52,1 тыс. рублей на одного работника и выросла по сравнению с 2020 годом на 4,9 тыс. рублей.

Расходы на исполнение публичных нормативных обязательств города составили 462 754,6 тыс. рублей (97,5% от плана). По сравнению с 2020 годом расходы увеличились на 18 236,6 тыс. рублей (4,1%).

За 2021 год поступили исполнительные документы на общую сумму 326 056,6 тыс. рублей, было взыскано 295 426,9 тыс. рублей, или 98,1% суммы, подлежавшей взысканию. По всем судебным решениям по денежным обязательствам, не исполненным по состоянию на 1 января 2022 года, не превышен максимальный срок исполнения, установленный Бюджетным кодексом РФ (3 месяца с момента предъявления в финансовый орган).

При плановом дефиците бюджета 700 528,0 тыс. рублей, бюджет 2021 года исполнен с профицитом в сумме 350 450,2 тыс. рублей.

В соответствии с данными, представленными в муниципальной долговой книге города Новосибирска, объем муниципального долга на 1 января 2022 года составил 22 869 807,0 тыс. рублей и по сравнению с 1 января 2021 года не изменился, что соответствует данным программы муниципальных внутренних заимствований на 2021 год.

В структуре муниципального внутреннего долга по видам заимствований отмечается рост доли задолженности по кредитам коммерческих банков при соответствующем снижении удельного веса долговых обязательств по муниципальным облигациям. Так, снижение общего объема долга по муниципальным облигациям на 12,1% (1 500 000,0 тыс. рублей) повлекло уменьшение его доли в общем объеме муниципального долга с 54,2% на 01.01.2021 до 47,7% на 01.01.2022. В свою очередь, объем долга по кредитам коммерческих банков вырос на 19,6% (1 616 687,8 тыс. рублей), а его доля в общем объеме муниципального долга увеличилась с 36,1% на 01.01.2021 до 43,2% на 01.01.2022. Объем долга по бюджетным кредитам уменьшился на 116 587,8 тыс. рублей, при этом их доля в общем объеме муниципального долга снизилась с 9,7% до 9,1%. Следовательно, сохранен диверсифицированный долговой портфель, позволяющий снизить риск уязвимости бюджета города от финансовых потрясений.

В 2021 году мэрией города Новосибирска произведено погашение амортизационных частей муниципальных облигаций 2015, 2016 и 2017 годов в общей сумме 1 500,0 млн. рублей.

По итогам 2021 года средневзвешенная ставка по выбранным кредитам составила около 6,95% годовых при средневзвешенном сроке около 3 лет.

Доля муниципального долга в объеме налоговых и неналоговых доходов бюджета города по состоянию на 01.01.2022 составляет 77,0%, что не превышает ограничений, установленных ст. 107 БК РФ.

Расходы на обслуживание муниципального долга в отчетном периоде составили 1 710 978,8 тыс. рублей (99,8% от плановых назначений). Объем расходов на обслуживание муниципального долга не превышает ограничений, установленных ст. 111 БК РФ.

Следует отметить, что как и в предыдущие периоды в течение 2021 года, в целях сокращения расходов на обслуживание муниципального долга ДФиНП мэрии осуществлял временное привлечение остатков средств со счетов муниципальных бюджетных и автономных учреждений города Новосибирска в сумме 700 000,0 тыс. рублей.

Кроме того, привлечение краткосрочных бюджетных кредитов Федерального казначейства РФ на пополнение остатка средств на едином счете бюджета города по ставке 0,1% годовых в 2021 году позволило сократить расходы на обслуживание муниципального долга в сумме 65,5 млн. рублей.

Расходы на выплату агентских комиссий и вознаграждения, составили 160,0 тыс. рублей. На оплату услуг по поддержанию кредитного рейтинга города Новосибирска и кредитных рейтингов выпусков муниципальных облигаций города направлено 1 120,0 тыс. рублей.

В соответствии с приказом министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области от 23.09.2021 № 76-НПА город Новосибирск отнесен к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости.

Анализ отчетности ГАБС

Представленные отчеты ГАБС об исполнении бюджета за 2021 год по структуре и содержанию соответствует нормам ст. 264.5 и 264.6 БК РФ, Положения о бюджетном процессе в городе Новосибирске, Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н (далее – Инструкция № 191н), Инструкции о порядке составления, предоставления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н (далее - Инструкция № 33н), Порядку формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденному приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н.

Палата обращает внимание, что в соответствии с пунктом 164 Инструкции № 191н информация, отражаемая в «Сведениях об исполнении мероприятий в рамках целевых программ» (ф. 0503166), содержит обобщенные за отчетный период данные о результатах выполнения федеральных целевых программ, предусмотренных в рамках государственных программ Российской Федерации, а также федеральных целевых программ, ведомственных целевых программ в рамках непрограммных направлений деятельности федеральных государственных органов, с указанием причин неисполнения уточненной бюджетной росписи за отчетный период.

Таким образом данная форма бюджетной отчетности формируется только администраторами (получателями) средств федерального бюджета лишь в отношении федеральных (ведомственных) целевых программ.

В отношении муниципальных программ города Новосибирска, реализуемых за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью, возможно установление финансовым органом в соответствии с пунктом 5 Инструкции № 191н дополнительной формы бюджетной отчетности для ее представления в составе месячной, квартальной, годовой бюджетной отчетности, а также порядка ее составления и представления.

В соответствии с п. 10 Инструкции № 191н и п. 6 Инструкции № 33н отчетность ГАБС за 2021 год сформирована на 01.01.2022 и предоставлена в финансовый орган в срок, установленный приказом ДФиНП мэрии от 20.12.2021 № 298-од (за исключением ДСП мэрии и администрации Калининского района).

Бюджетная (бухгалтерская) отчетность ПБС и неучастников бюджетного процесса сформирована в соответствии с письмами ГАБС, в которых предусмотрен состав, сроки предоставления отчетности, порядок и особенности заполнения отчетности.

Годовая отчетность ГАБС и отчетность их подведомственных учреждений, предоставлена в полном объеме в соответствии с требованиями Инструкции № 191н и Инструкции № 33н.

Проведенная внешняя проверка выявила следующие факты неполноты, недостоверности, и иные недостатки годовой отчетности ГАБС и подведомственных учреждений.

Допущены нарушения при заполнении таблиц и форм Пояснительной записки ГАБС – ДСА мэрии, ДО мэрии, УОС мэрии, ДЧСМРиВАО мэрии, отдельных ПБС, подведомственных ДСА мэрии, ДЧСМРиВАО мэрии и Мэрии города, а также некоторых бюджетных учреждений, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляют ДСА мэрии и ДСП мэрии.

Также выявлены нарушения при заполнении форм 0503128 «Отчет о бюджетных обязательствах» и 0503175 «Сведения об экономии при заключении государственных (муниципальных) контрактов с применением конкурсных способов» у ДСА мэрии.

В соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального Закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ на основании приказов ГАБС и руководителей учреждений проведена инвентаризация активов и обязательств.

Соблюдение бюджетных полномочий ГАБС

В соответствии со ст. 38.1 и п. 2 ст. 158 БК РФ, в целях соблюдения принципа подведомственности расходов бюджета, на 2021 год приказами ГРБС утверждены перечни подведомственных муниципальных казенных учреждений, работающих по бюджетной смете.

Составление и ведение бюджетной росписи производилось ГРБС в соответствии со ст. 219.1 БК РФ и Порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета города Новосибирска и бюджетных росписей главных распорядителей средств бюджета города (главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета города), утвержденным приказом ДФиНП мэрии от 23.12.2020 № 299-од, который вступил в силу с 1 января 2021 года (далее – Порядок ДФиНП). Приказами ГРБС утверждены порядки составления и ведения бюджетной росписи.

В тоже время, в нарушение п. 6.7 Порядка ДФиНП ГРБС: ДЭЖКХ города, УОС мэрии, ДИП мэрии, администрациями Дзержинского, Калининского, Кировского, Ленинского, Октябрьского районов актуализация порядка составления и ведения бюджетной росписи с 01.01.2021 не произведена.

Бюджетные ассигнования, доведенные до подведомственных получателей бюджетных средств, соответствуют бюджетной росписи ГРБС.

В соответствии со ст. 158, 221 БК РФ бюджетные сметы ГРБС и казенных учреждений составляются, утверждаются и ведутся в порядке, определенном ГРБС.

Однако, соответствующий порядок ДСА мэрии сформирован без учета отдельных общих требований, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.02.2018 № 26н.

Субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставлялись в соответствии с требованиями, установленными ст. 78 БК РФ, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных ГРБС.

В соответствии со ст. 160.2-1 БК РФ приказами всех ГАБС утверждены порядки (положения) осуществления внутреннего финансового аудита за исключением администрации Кировского района.

Палата обращает внимание, что ДЧСМРиВАО и администрацией Кировского района внутренний финансовый аудит в 2021 году не проводился.

Кроме того, в нарушение п. 5 ст. 160.2-1 БК РФ внутренний финансовый аудит осуществлялся с нарушением положений федеральных стандартов внутреннего финансового аудита, установленными Министерством финансов РФ, ГАБС: ДО мэрии, ДСП мэрии, ДТиДБК мэрии, Мэрия города, администрации Дзержинского, Калининского, Октябрьского, Первомайского, Советского районов и администрация Центрального округа по районам

В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» учетная политика для целей бухгалтерского (бюджетного) и налогового учета разработана и утверждена приказами ГАБС.

При формировании учетной политики ГАБС руководствовались законодательством РФ о бухгалтерском учете и федеральными стандартами.

Несмотря на необходимость уточнения учетной политики в связи с применением при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета с 1 января 2021 года федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, установленных приказами Минфина России (далее - СГС), в учетной политике ГАБС – администраций Дзержинского, Калининского, Октябрьского районов изменения в ведении бухгалтерского учета не внесены.

ДСА мэрии не скорректированы положения учетной политики с учетом применения двух СГС - «Выплаты персоналу» и «Финансовые инструменты».

Кроме того, в нарушении п. 9 СГС «Учетная политика» на официальном сайте ГАБС – администрации Калининского района, не размещены основные положения учетной политики.

По результатам внешней проверки Отчета об исполнении бюджета города Новосибирска за 2021 год Палата предлагает:

  1. Утвердить Отчет об исполнении бюджета города Новосибирска за 2021 год.
  2. Учесть изложенные в Заключении нарушения и недостатки, выявленные в ходе внешней проверки главных администраторов бюджетных средств, принять меры по их устранению и недопущению впредь, а также обеспечить контроль за реализацией плана мероприятий по устранению замечаний Палаты.
  3. Главным администраторам бюджетных средств формировать отчетность в точном соответствии с нормативными требованиями Инструкции № 191н, исполнять полномочия в соответствии с требованиями ст. 158 БК РФ, усилить контроль за качеством отчетной информации, предоставляемой подведомственными учреждениями.
  4. Обеспечить формирование учетной политики главными администраторами бюджетных средств в соответствие с требованиями Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и федеральных стандартов бухгалтерского учета.
  5. Продолжить работу по разработке и реализации комплекса дополнительных мер, направленных на развитие доходного потенциала бюджета города Новосибирска.
  6. С целью снижения дебиторской задолженности перед бюджетом города по налоговым и неналоговым доходам главным администраторам доходов бюджета продолжить работу по ее взысканию.
  7. В целях соблюдения требований, установленных разделом 3 Порядка осуществления капитальных вложений, не допускать осуществления бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности, на которые отсутствуют правовые акты мэрии.
  8. В целях обеспечения принципа сбалансированности системы стратегического планирования продолжить работу по согласованию разрабатываемых документов стратегического планирования города Новосибирска по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям, показателям, финансовым и иным ресурсам и срокам реализации, что приведет к повышению качества планирования в целом и позволит в большей степени адаптировать документы стратегического планирования города Новосибирска для целей бюджетного планирования.
  9. В целях повышения эффективности программно-целевого планирования:
    1. Ответственным разработчикам и исполнителям МП срок реализации которых завершается в 2022 году, своевременно организовать на качественном уровне работу по формированию проектов новых МП с учетом имеющейся практики программно-целевого планирования и действующих на момент формирования проектов МП документов стратегического планирования города Новосибирска.
    2. Продолжить работу по обеспечению обязательной взаимосвязи целевых индикаторов, характеризующих степень достижения целей и решения задач Программ, с объемами реализации мероприятий, предусмотренных Программами.
    3. Обеспечить утверждение изменений в МП с целью приведения их в соответствие с решением о бюджете города в сроки, регламентированные Бюджетным кодексом РФ.
    4. В отношении МП «Муниципальная поддержка деятельности в сфере промышленности и инновационной деятельности на территории города Новосибирска», в связи с оценкой эффективности реализации программы на уровне «низкая эффективность», с учетом срока реализации программы до 2025 года, своевременно организовать и провести работу по корректировке показателей и параметров программы.
    5. В отношении МП «Создание условий для повышения эффективности использования земель и земельных участков, расположенных в границах города Новосибирска» (оценка эффективности не проведена), МП «Развитие малого и среднего предпринимательства города Новосибирска» и МП «Профилактика экстремизма, минимизация и (или) профилактика его проявлений на территории города Новосибирска» (признаны «высоко эффективными» по формальным признакам), МП «Социальная поддержка населения города Новосибирска» и МП «Создание условий для осуществления гражданами права на жилище на территории города Новосибирска» (признаны «высоко эффективными» формально) организовать работу по проведению анализа и корректировки показателей и параметров программ для обеспечения возможности проведения объективной оценки эффективности их реализации за 2022 год.
  10. В целях обеспечения устойчивости бюджета города Новосибирска, учитывая требования бюджетного законодательства в части оценки долговой устойчивости муниципальных образований, мэрии города сосредоточить усилия на проведении взвешенной долговой политики, сохранении объема муниципального долга на экономически безопасном уровне и минимизации рисков, связанных с его обслуживанием и погашением.
  11. Обеспечить осуществление внутреннего финансового аудита всеми главными администраторами бюджетных средств в соответствии с требованиями ст. 160.2-1 БК РФ и федеральными стандартами внутреннего финансового аудита.

Боковая панель

Виртуальная приемная

Виртуальная приемная

В «Виртуальной приемной» вы сможете оставить ваше обращение
Вам нравится наш новый сайт?

Вам нравится наш новый сайт?

Проголосуйте! Нам очень важно ваше мнение.
Вакансии города

Вакансии

Сведения о вакантных должностях муниципальной службы

Поиск по сайту

Популярные услуги в вашем регионе

Виртуальная приемная

Виртуальная приемная

В «Виртуальной приемной» вы сможете оставить ваше обращение
Вакансии

Вакансии

Сведения о вакантных должностях муниципальной службы