Положение о сертификации муниципальных контрольно-счетных органов

 

ОДОБРЕНО
решением Президиума
Союза муниципальных
контрольно-счетных органов
от « 24 »  мая  2010 года
(протокол № 3 (18)
УТВЕРЖДЕНО
решением Президиума
Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации
от « 25 » июня 2010 года
(протокол № 32 (пункт 16))
 
 
 
1. Общие положения
 
1.1. Настоящее Положение о сертификации муниципальных контрольно-счетных органов (далее – Положение) определяет статус и основание проведения сертификации муниципальных контрольно-счетных органов (далее – сертификация), цель и задачи, процедуру сертификации, устанавливает требования, на основании которых сертифицируется муниципальный контрольно-счетный орган на эффективностьисполнения им функции по осуществлению муниципального финансового контроля.  
1.2. Сертификация основывается на принципах:
а) добровольности. Факт выдачи или отказа от выдачи Сертификата Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации (далее – Сертификат) не влечет за собой каких-либо юридических последствий для муниципальных контрольно-счетных органов;
б) объективности; 
в) компетентности;
д) независимости и гласности;
е) единых подходов к установлению предмета сертификации и критериев оценки муниципальных контрольно-счетных органов.
 
2. Цель и задачи сертификации
 
2.1. Целью сертификации является содействие муниципальным контрольно-счетным органам в повышении эффективности осуществления муниципального финансового контроля.
2.2. Основными задачами сертификации являются:
-  формирование оптимальнойструктуры контрольно-счетных органов муниципальных образований;
-  определениеусловий для эффективной деятельности муниципальных контрольно-счетных органов;
-  обеспечение единой методологической базы муниципального финансового контроля.
 
3. Статус Сертификата и основание проведения сертификации
 
3.1. Сертификат является документом, подтверждающим соответствие муниципального контрольно-счетного органа требованиям Декларации принципов деятельности контрольно-счетных органов Российской Федерации, стандартов финансового контроля, федерального законодательства, законодательства субъекта Российской Федерации и муниципальных правовых актов.
3.2. Сертификация осуществляется Ассоциацией контрольно-счетных органов Российской Федерации (далее – Ассоциация) в соответствии с Уставом Ассоциации и добровольным волеизъявлением муниципального контрольно-счетного органа.
3.3. Основанием проведения Сертификации является письменное обращение руководителя муниципального контрольно-счетного органа в Президиум Ассоциации, согласованное с руководителем контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, на территории которого находится муниципальный контрольно-счетный орган, и рекомендация Комиссии Ассоциации по муниципальному финансовому контролю.
3.4. Президиум Ассоциации принимает положительное решение о проведении Сертификации муниципального контрольно-счетного органа, если его деятельность соответствует следующим условиям:
3.4.1. Для контрольно-счетного органа городского округа:
- наличие статуса юридического лица;
- период деятельности контрольно-счетного органа – не менее 5 лет с момента образования и не менее 3 лет работы в статусе юридического лица;
- штатная численность сотрудников:
не менее 5 человек – при численности населения до 250 000;
не менее 10 человек – при численности населения от 250 000 до 1 000 000;
не менее 15 человек – при численности населения свыше 1 000 000;
- взаимодействие с контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится муниципальный контрольно-счетный орган;
- наличие локальной сети и автоматизированных рабочих мест у каждого сотрудника контрольно-счетного органа;
- наличие сайта или страницы на сайте представительного органа местного самоуправления либо контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации.
3.4.2. Для контрольно-счетного органа муниципального района:
- наличие статуса юридического лица;
- период деятельности контрольно-счетного органа – не менее 5 лет с момента образования и не менее 3 лет работы в статусе юридического лица;
- штатная численность сотрудников – не менее 5 человек, две трети из которых должны иметь высшее финансово-экономическое или юридическое образование;
- взаимодействие с контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится муниципальный контрольно-счетный орган;
- взаимодействие с контрольно-счетными органами муниципальных образований и представительными органами местного самоуправления, находящимися на территории муниципального района;
- наличие автоматизированных рабочих мест у каждого сотрудника контрольно-счетного органа;
- наличие сайта или страницы на сайте представительного органа местного самоуправления либо контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации.
3.5. Срок действия Сертификата – пять лет.
 
4. Порядок формирования комиссии для проведения сертификации
 
Для проведения сертификации ответственным секретарем Ассоциации по представлению председателя Экспертного консультативного совета Ассоциации формируется комиссия Ассоциации не более пяти человек в составе:
- руководитель комиссии – заместитель председателя Экспертного консультативного совета Ассоциации по сертификации муниципальных контрольно-счетных органов;
- руководитель контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации, на территории которого находится сертифицируемый муниципальный контрольно-счетный орган, или лицо им уполномоченное;
- представитель Комиссии Ассоциации по муниципальному финансовому контролю;
- руководитель муниципального контрольно-счетного органа, находящегося на территории субъекта Российской Федерации, что и сертифицируемый муниципальный контрольно-счетный орган, имеющий сертификат или отвечающий требованиям части 3 Положения о сертификации муниципальных контрольно-счетных органов;
- секретарь комиссии – заместитель секретаря Экспертного консультативного совета Ассоциации по сертификации муниципальных контрольно-счетных органов.
 
5. Порядок проведения сертификации
 
5.1. Сертификация проводится за последние три года деятельности муниципального контрольно-счетного органа в соответствии с планом работы Ассоциации на очередной год и обязательным выездом комиссии в муниципальный контрольно-счетный орган, в отношении которого проводится сертификация.
5.2. Оценка соответствия деятельности муниципального контрольно-счетного органа установленным требованиям включает анализ:
-         правовых основ деятельности муниципального контрольно-счетного органа;
-         материально-техническогообеспечения деятельности муниципального контрольно-счетного органа;
-         организации муниципальной службы и кадровой работы в контрольно-счетном органе;
-         системы документационного обеспечения управления деятельности муниципального контрольно-счетного органа;
-         организации контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности муниципального контрольно-счетного органа;
-         взаимодействия контрольно-счетного органа с органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными контрольными и правоохранительными органами;
-         результативности деятельности муниципального контрольно-счетного органа.
5.3. Муниципальный контрольно-счетный орган, в отношении которого проводится сертификация, представляет на рассмотрение комиссии Ассоциации (в адрес секретаря комиссии) следующие материалы:
- основные показатели деятельности муниципального контрольно-счетного органа за анализируемый период согласно Приложению 1;
- заполненные анкеты согласно Приложению 2;
- сведения о программно-технических средствах, используемых в деятельности муниципального контрольно-счетного органа;
- пояснительную записку объемом не более 10 листов, включающую информацию о структуре муниципального контрольно-счетного органа, контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности, методическом обеспечении, взаимодействии с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится сертифицируемый муниципальный контрольно-счетный орган, органами местного самоуправления, иными контрольными и правоохранительными органами.
5.4. В течение 10 – 12 дней комиссия Ассоциации рассматривает представленные материалы, изучает нормативные правовые основы деятельности контрольно-счетного органа, в отношении которого проводится сертификация.
5.5. По истечении указанного периода комиссия Ассоциации выезжает в муниципальный контрольно-счетный орган, в отношении которого проводится сертификация, и продолжает работу на месте.
5.6. По результатам работы и обсуждения комиссия Ассоциации информирует муниципальный контрольно-счетный орган о предварительных итогах проведенного анализа.
5.7. Датой начала проведения сертификации является дата представления материалов контрольно-счетным органом, в отношении которого проводится сертификация, датой окончания – дата принятия решения комиссией по результатам проведенного анализа.
 
6. Порядок презентации контрольно-счетного органа
 
6.1. Комплексный анализ деятельности муниципального контрольно-счетного органа начинается с докладов и выступлений о деятельности контрольно-счетного органа в анализируемый период (с использованием наглядного материала – презентаций).
Председательствует на презентации муниципального контрольно-счетного органа руководитель комиссии Ассоциации.
В качестве докладчика может выступать председатель муниципального контрольно-счетного органа, в отношении которого проводится сертификация, в качестве содокладчика – заместитель председателя муниципального контрольно-счетного органа. Время основного доклада устанавливается до 20 минут, время содоклада – до 15 минут.
После докладов следуют выступления аудиторов и (или) руководителей структурных подразделений муниципального контрольно-счетного органа (время выступления – до 10 минут).
По завершении выступлений следуют вопросы членов комиссии докладчикам и выступающим. Время на вопросы и ответы – не более 40 минут, если иное не установит комиссия Ассоциации.
В обсуждении, проводимом после ответов на вопросы, принимают участие только члены комиссии. Время выступления – до 5 минут, если иное не установит комиссия Ассоциации.
По результатам обсуждения право на заключительное слово имеет руководитель комиссии ассоциации.
6.2. На презентации муниципального контрольно-счетного органа могут присутствовать председатель представительного органа местного самоуправления, которому подотчетен муниципальный контрольно-счетный орган.
6.3. По завершении презентаций работа комиссии Ассоциации продолжается непосредственно в структурных подразделениях муниципального контрольно-счетного органа.
6.4. В ходе проведения комплексного анализа муниципального контрольно-счетного органа проводятся рабочие встречи руководителя комиссии Ассоциации с руководителями представительного органа местного самоуправления.
 
7. Оформление и рассмотрение результатов сертификации
 
7.1. По результатам проведенного анализа комиссией Ассоциации составляется аналитическая справка, которая содержит следующие положения:
-   правовые основы деятельности муниципального контрольно-счетного органа;
-  планирование деятельности муниципального контрольно-счетного органа;
-  контрольно-ревизионная деятельность;
-  экспертно-аналитическая деятельность;
-  методическое обеспечение;
-  взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится сертифицируемый муниципальный контрольно-счетный орган, органами местного самоуправления, иными контрольными и правоохранительными органами;
-  взаимодействие с контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится муниципальный контрольно-счетный орган;
-  гласность в деятельности муниципального контрольно-счетного органа;
-  общие выводы;
-  предложения по дальнейшему развитию и повышению эффективности работы муниципального контрольно-счетного органа;
-  рекомендация Президиуму Ассоциации о выдаче или не выдаче сертификата.
7.2. Аналитическая справка подписывается всеми членами комиссии Ассоциации и представляется на рассмотрение Президиума Ассоциации.
Член комиссии Ассоциации, не согласный с решениями, принятыми по итогам проведенного анализа, вправе в трехдневный срок подать руководителю комиссии Ассоциации особое мнение, которое прилагается к аналитической справке и подлежит внесению на рассмотрение Президиума Ассоциации вместе с ней.
7.3. Президиум Ассоциации на основании рекомендации руководителя (заместителя руководителя) комиссии принимает решение о выдаче или отказе в выдаче сертификата и доводит его до сведения муниципального контрольно-счетного органа.
В случае принятия Президиумом Ассоциации решения об отказе в выдаче сертификата, повторная сертификация муниципального контрольно-счетного органа может быть проведена по решению Президиума Ассоциации при условии реализации внесенных предложений, но не ранее чем через три года.
7.4. По окончании срока действия сертификата муниципальный контрольно-счетный орган имеет право повторной обратиться в Президиум Ассоциации для проведения сертификации.
 

Приложение 1       Приложение 2