В соответствии с планом деятельности контрольно-счетной палатой города Новосибирска проведен анализ деятельности департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города в части администрирования просроченной дебиторской задолженности по доходам бюджета города за 2023 год и первый квартал 2024 года.
Департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города наделен полномочиями главного администратора доходов бюджета города Новосибирска в соответствии с Положением, утвержденным решением Совета депутатов города Новосибирска от 27.06.2007 № 656.
Просроченная дебиторская задолженность в анализируемом периоде имелась по следующим видам доходов бюджета города:
- по поступлениям платы за наем жилых помещений муниципального жилищного фонда (плата за наем), отражаемым по коду классификации доходов бюджета 11109044040000120 «Прочие поступления от использования имущества, находящегося в собственности городских округов (за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных)», администрирование которых осуществляет ДЭЖКХ города;
- по поступлениям платы за жилищно-коммунальные услуги нанимателей жилых помещений муниципального жилого фонда социального использования и жилых помещений специализированного жилищного фонда (плата за ЖКУ), отражаемым по коду классификации доходов бюджета 11302994040036130 «Прочие доходы от компенсации затрат бюджетов городских округов (дебиторская задолженность прошлых лет)», администрирование которых осуществляет МКУ «ДЕЗ».
Функциями наймодателя при заключении договоров наделены:
- по договорам социального найма, договорам найма служебного жилого помещения, жилого помещения в общежитии - администрации районов (округа по районам) города;
- по договорам найма жилых помещений маневренного фонда - ДЭЖКХ города.
Начисление, учет и контроль за правильностью исчисления платы за наем, полнотой и своевременностью осуществления платежей и пеней по ним осуществляет АНП «ОРС» в рамках заключенных с ДЭЖКХ города муниципальных контрактов в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
В анализируемом периоде отмечается снижение задолженности населения по платежам за наем жилых помещений муниципального жилищного фонда, при этом существенно вырос объем начисленной пени по платежам.
По сравнению с началом 2023 года просроченная задолженность по плате за наем в целом за 2023 год и 1 квартал 2024 года увеличилась на 2 799,8 тыс. рублей или на 1,7% и составила 165 760,0 тыс. рублей, в том числе пени – 36 886,4 тыс. рублей.
Количество лицевых счетов, по которым имеется задолженность, за анализируемый период сократилось на 5,4% и составило по состоянию на 01.04.2024 - 25 485 шт. Из них доля лицевых счетов, по которым не ведется начисление в связи со сменой собственности, но имеется задолженность, составила 30,9%.
В нарушение пункта 3 статьи 160.1 БК РФ бюджетные полномочия администратора доходов по взысканию задолженности по плате за наем жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений специализированного жилищного фонда, отнесенного к жилым помещениям в общежитиях, служебным жилым помещениям, осуществляют администрации районов (округа по районам) города, не находящиеся в ведении ДЭЖКХ города и не наделенные Департаментом, как главным администратором доходов в части платы за наем, полномочиями администратора доходов бюджета.
Отмечается недостаточность принимаемых мер по взысканию задолженности по плате за наем жилых помещений социального использования муниципального жилищного фонда и жилых помещений специализированного жилищного фонда, отнесенных к жилым помещениям в общежитиях, служебным жилым помещениям и невысокой ее эффективности. За анализируемый период общая сумма погашенной должниками задолженности составила 5 092,8 тыс. рублей или лишь 3,1% от объема задолженности по состоянию на 01.04.2024.
В соответствии с решениями комиссии по рассмотрению вопросов о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности по внесению платы за наем жилых помещений муниципального жилищного фонда за 2023 год и первый квартал 2024 года была списании задолженность, признанная безнадежной, по 104 пакетам документов на общую сумму 768,5 тыс. рублей и пени в размере 94,7 тыс. рублей.
Просроченная дебиторская задолженность по оплате ЖКУ – это задолженность населения по оплате жилищно-коммунальных услуг, которые были фактически предоставлены населению, проживавшему в 2007-2014 годах в муниципальном жилищном фонде социального использования и специализированном жилищном фонде.
В анализируемом периоде начисления по данным услугам не производились, в отношении дебиторской задолженности населения по оплате ЖКУ претензионная и судебная (исковая) работа МКУ «ДЕЗ» не осуществлялась, списание задолженности не производилось.
В нарушение положений п. 200 Инструкции № 157н в анализируемом периоде МКУ «ДЕЗ» не осуществлял аналитический учет расчетов по доходам в разрезе контрагентов (плательщиков доходов (групп плательщиков доходов), что предусмотрено учетной политикой Учреждения.
В 2023 году МКУ «ДЕЗ» инвентаризацию дебиторской задолженности и обязательств в разрезе лицевых счетов не проводил, сверку начислений и оплаты с АНП «ОРС» не осуществлял.
В бюджетной отчетности ф. 0503169 «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» за 2023 год и первый квартал 2024 года не отражена как просроченная дебиторская задолженность: сумма пени по плате за наем; задолженность населения по оплате жилищно-коммунальных услуг.
В ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия:
- приказом ДЭЖКХ города от 08.05.2024 № 0091-од в составе учетной политики Департамента утверждено Положение о признании дебиторской задолженности сомнительной или безнадежной к взысканию, в соответствии с которым на основании акта комиссии по поступлению и выбытию активов от 28.06.2024, утвержденного начальником Департамента, просроченная задолженность по плате за наем муниципального жилищного фонда со сроком более 36 месяцев в сумме 84 679,2 тыс. рублей признана сомнительной;
- в бюджетной отчетности ДЭЖКХ города по состоянию на 01.07.2024 задолженность населения по оплате жилищно-коммунальных услуг отражена как просроченная.
В тоже время, в бюджетной отчетности Департамента по состоянию на 01.07.2024:
- задолженность по уплате пени по плате за наем жилых помещений муниципального жилищного фонда не отражена как просроченная;
- задолженность по уплате пени по оплате жилищно-коммунальных услуг отражена по счету 1 209 36 «Расчеты по дохам в бюджет от возврата дебиторской задолженности прошлых лет, а не по счету 1 209 41 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)».
По результатам аналитического мероприятия Палатой предложено:
- активизировать работу по взысканию просроченной дебиторской задолженности по доходам бюджета;
- принять меры по списанию задолженности по плате за наем и по оплате жилищно-коммунальных услуг, признанной в установленном порядке безнадежной к взысканию;
- привести порядок администрирования платы за наем жилых помещений в соответствие с бюджетным законодательством, перераспределив полномочия с учетом требований подведомственности, установленных пунктом 3 статьи 160.1 БК РФ;
- МКУ «ДЕЗ» вести бухгалтерский учет в строгом соответствии с Единым планом счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкцией по его применению, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н;
- формировать бюджетную отчетность в строгом соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 № 191н.