Заключение на годовой отчет об исполнении бюджета города Новосибирска за 2023 год

Заключение на годовой отчет об исполнении бюджета города Новосибирска за 2023 год

Заключение на годовой отчет об исполнении бюджета города Новосибирска за 2023 год (далее – Заключение) подготовлено на основании данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств бюджета города Новосибирска в соответствии с требованиями ст. 2644 Бюджетного кодекса РФ, ст. 9 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», ст. 21 Положения о бюджетном процессе в городе Новосибирске, принятого решением Совета депутатов города Новосибирска от 09.10.2007 № 750, ст. 16 Положения о контрольно-счетной палате города Новосибирска, принятого решением Совета депутатов города Новосибирска от 26.10.2011 № 455.

Для проведения внешней проверки в соответствии со статьей 19 Положения о бюджетном процессе в городе Новосибирске, в Палату представлены:

- бюджетная отчетность города Новосибирска за 2023 год (далее – Отчет об исполнении бюджета), иная бюджетная отчетность;

- формы годовой бюджетной отчетности всех главных администра-торов средств бюджета города Новосибирска (далее – ГАБС).

При подготовке Заключения использованы также материалы и результаты тематических проверок и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных Палатой. Кроме того, в работе над заключением использовались прочие документы и материалы, содержащие информацию и характеризующие исполнение бюджета города за 2023 год.

 Анализ исполнения бюджета города Новосибирска

Исполнение бюджета города Новосибирска в 2023 году происходило в условиях серьезных внешних вызовов, негативного влияния на социально-экономическое развитие Новосибирской области и экономику России в целом изменившихся внешних и внутренних условий, беспрецедентного санкционного давления. Однако, российская экономика сохранила свою устойчивость, продемонстрировала оптимистические тенденции.

В экономике Новосибирской области и города Новосибирска по итогам 2023 года по большинству показателей сложилась положительная динамика, социально-экономическая ситуация в Новосибирске оценивается как устойчивая.

Индекс промышленного производства по Новосибирской области за 2023 год составил по отношению к уровню 2022 года 106,3% (за 2022 год – 100,3%). По Российской Федерации индекс промышленного производства в 2023 году составил 103,5% (за 2022 год – 99,4%).

Инвестиции в основной капитал крупных и средних организаций за 2023 год составили 141 674,1 млн. рублей. Индекс физического объема составил 116,1% по отношению к 2022 году (в 2022 году по отношению к 2021 году – 86,4%). Основным источником финансирования инвестиций в основной капитал организаций были собственные средства – 56,5% общего объема инвестиций в основной капитал. В объеме привлеченных средств средства бюджетов всех уровней составили 27,1%.

В строительной отрасли в 2023 году отмечается положительная динамика, объем строительных работ за январь-декабрь 2023 года вырос на 20,8% к уровню аналогичного периода 2022 года в сопоставимой оценке.

В 2023 году на территории города введено в эксплуатацию общей площади жилых помещений с учетом индивидуального строительства 1 880,1 тыс. кв. м, что составило 144,8% к уровню 2022 года (1 298,2 тыс. кв. м).

Оборот розничной торговли в 2023 году сложился в размере 368 072,1 млн. рублей, что на 11,8% больше, чем в соответствующем периоде 2022 года.

Объем платных услуг населению, оказанных крупными и средними организациями в 2023 году, составил 110 183,9 млн. рублей, что на 12,5% больше уровня 2022 года.

Среднесписочная численность работников крупных и средних предприятий и организаций города Новосибирска (без учета субъектов малого предпринимательства) в 2023 году составила 388 620 человек (99,4% к уровню 2022 года) и 65,5% от среднесписочной численности работников крупных и средних предприятий и организаций Новосибирской области.

Среднемесячная номинальная заработная плата, начисленная за январь-декабрь 2023 года работникам крупных и средних организаций, по предварительным данным составила 78 815,3 рубля. По сравнению с январем-декабрем 2022 года она увеличилась на 17,5%. Реальный размер заработной платы (с учетом индекса потребительских цен на товары и платные услуги населению) увеличился на 12,0%.

Сводный индекс потребительских цен в Новосибирской области в декабре 2023 года по отношению к декабрю 2022 года составил 108,1%, за период – декабрь 2022 года к декабрю 2021 года данный показатель составлял 110,4%.

По данным организаций, сообщивших сведения о задолженности по заработной плате, по состоянию на 01.01.2024 суммарная задолженность составила 145,0 тыс. рублей. Вся сумма задолженности приходится на строительные организации.

Численность официально зарегистрированных безработных к концу декабря 2023 года составила 2 805 человек, уровень зарегистрированной безработицы составил 0,3% от численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, в 2022 году аналогичный показатель составлял 0,5%.

Численность населения города Новосибирска на 1 января 2024 года по оценке составила 1 633,9 тыс. человек, с начала года она сократилась на 1,4 тыс. человек (0,1%).

Демографическая ситуация в городе Новосибирске в январе-декабре 2023 года характеризовалась общей убылью населения на фоне естественной убыли и сокращения миграционного прироста.

В 2023 году бюджет города Новосибирска исполнен по общему объему доходной части на 97,1% (83 506 587,8 тыс. рублей), расходной части - на 95,8% (83 523 652,0 тыс. рублей). По итогам финансового года бюджет города исполнен с дефицитом в размере 17 064,2 тыс. рублей.

Положительная динамика налоговых и неналоговых доходов в 2023 году привела к увеличению коэффициента бюджетной результативности на 8,1%, по сравнению с уровнем 2022 года, который составил 21 768,2 рубля/человека.

Снижение коэффициента автономии свидетельствует о сохраняющейся зависимости бюджета города Новосибирска от средств бюджетов других уровней.

В 2023 году сохраняется рост коэффициента бюджетной обеспеченности, который составил 51 119,2 рубля/человека (в 2022 году – 41 392,1 рубля/человека), что обусловлено увеличением расходов бюджета города.

Снижение объема муниципального долга на 2,7% обусловил уменьшение долговой нагрузки на 2,6% до 13 816,6 рублей на одного жителя.

По характеристикам бюджета, в сравнении с городами СФО (Барнаул, Иркутск, Красноярск, Омск, Томск), в 2023 году город Новосибирск занимает третье место в рейтинге.

Основной целью бюджетной политики является обеспечение долго-срочной сбалансированности и устойчивости финансовой системы города.

Палатой проведен анализ устойчивости и сбалансированности бюджета города Новосибирска за период 2019-2023 годов. В качестве способа оценки качества сбалансированности и устойчивости бюджета была использована методика, утверждённая приказом Минфина РФ от 26.07.2013 № 75н «Об утверждении методики проведения оценки результатов, достигнутых субъектами РФ в сфере повышения эффективности бюджетных расходов и динамики данных результатов» по группе индикаторов «Обеспечение сбалансированности и устойчивости региональных и местных бюджетов».

Анализ полученных данных свидетельствует о сохранении уровня сбалансированности и устойчивости бюджета. Суммарное количество баллов (20) осталось на уровне 2020-2022 годов.

Стабильность оценки сбалансированности и устойчивости бюджета обусловлена низким объемом дефицита бюджета в 2020, 2022 и 2023 годах и исполнением бюджета города с профицитом в 2021 году, а также отсутствием просроченной кредиторской задолженности.

Решением Совета депутатов города Новосибирска от 21.12.2022 № 467 «О бюджете города на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» (с изменениями) общий объем доходов бюджета города на 2023 год утвержден в сумме 86 011 594,5 тыс. рублей, расходов – 87 111 594,5 тыс. рублей, дефицит бюджета – 1 100 000,0 тыс. рублей.

По данным Отчета об исполнении консолидированного бюджета (ф.0503117) за 2023 год (далее – Отчет мэрии) утвержденные бюджетные назначения по доходам составляют 86 040 225,1 тыс. рублей, по расходам – 87 140 225,1 тыс. рублей, что больше показателей, утвержденных решением о бюджете по доходам и расходам на 28 630,6 тыс. рублей.

Показатели плановых назначений по доходам и сводной бюджетной росписи увеличены на основании уведомлений об изменении бюджетных ассигнований из областного бюджета Новосибирской области. Кроме того, перераспределены бюджетные ассигнования в соответствии со статьей 217 Бюджетного кодекса РФ без внесения изменений в решение о бюджете.

В 2023 году доходная часть бюджета исполнена в сумме 83 506 587,8 тыс. рублей или 97,1% от уточнённого плана. В отчетном периоде налоговые и неналоговые доходы поступили в бюджет города в объеме 35 567 058,8 тыс. рублей, что составляет 99,9% от плана. Плановые назначения по доходам бюджета города Новосибирска на 2023 год не исполнены на 2 533 637,3 тыс. рублей (2,9%), в том числе по безвозмездным поступлениям - в объеме 2 481 347,7 тыс. рублей (4,9%) и по налоговым доходам - на 61 028,6 тыс. рублей (0,2%). При этом, по данным Отчета мэрии плановые назначения перевыполнены по неналоговым доходам - на 8 739,2 тыс. рублей (0,2%).

По сравнению с 2022 годом доходы бюджета города в 2023 году увеличились на 16 198 752,4 тыс. рублей (24,1%). Объем собственных доходов бюджета города в 2023 году, как и в предыдущем отчетном периоде, существенно вырос – на 2 641 787,5 тыс. рублей (8,0%). При этом налоговые доходы выросли на 3 275 016,6 тыс. рублей (12,2%), а неналоговые доходы уменьшились на 633 229,1 тыс. рублей (10,5%). На положительную динамику налоговых доходов в отчетном периоде основное влияние оказал рост поступлений налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) – на 4 070 264,3 тыс. рублей (на 21,2%). Наибольший снижение поступлений неналоговых доходов отмечается по штрафам, санкциям, возмещению ущерба – на 550 112,4 тыс. рублей (на 68,6%) и доходам от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства – на 261 929,4 тыс. рублей (на 13,3%). Объем безвозмездных поступлений в отчетном периоде значительно возрос - на 13 556 965,1 тыс. рублей (на 39,4%) относительно 2022 года.

В структуре доходов бюджета города Новосибирска доля собственных доходов по сравнению с предыдущим отчетным периодом уменьшилась на 6,3 процентных пункта и составила 42,6%. Сложившаяся в 2023 году динамика изменения объемов поступления доходов привела к снижению как доли налоговых доходов - на 3,8 процентных пункта (36,2% доходов бюджета), так и доли неналоговых доходов – на 2,5 процентных пункта (6,4%). При этом, зависимость бюджета города Новосибирска от трансфертов из вышестоящих бюджетов остается высокой (57,4%).

В сравнении с городами СФО (Барнаул, Иркутск, Красноярск, Омск, Томск) в 2023 году город Новосибирск занимает 2-е рейтинговое место по объему поступлений доходов бюджета на одного жителя с показателем 51 108,8 рубля/чел (рост на 24,2%), а по аналогичному показателю в части собственных доходов бюджета – 21 768,2 рубля/чел (рост на 8,1%) – 3-е рейтинговое место.

Приказом ДФиНП мэрии от 29.12.2023 № 293-од «О распределении доходной части бюджета города на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» (далее – уточненный план) установлены плановые показатели по всем видам доходов по каждому главному администратору доходов бюджета.

Потенциальным резервом увеличения поступлений доходов в бюджет города остается погашение задолженности по уплате налоговых и неналоговых платежей, которая на 1 января 2024 года составила 4 289 864,1 тыс. рублей, в том числе 1 002 356,1 тыс. рублей (23,4%) - задолженность по налоговым доходам и 3 287 508,0 тыс. рублей (76,6%) – просроченная задолженность по неналоговым доходам.

Задолженность за 2023 год по налогам выросла на 211 428,5 тыс. рублей (26,7%), а по неналоговым платежам уменьшилась на 271 739,6 тыс. рублей (7,6%). Общее снижение задолженности составило 60 311,1 тыс. рублей (1,4%).

Сумма сложившейся просроченной дебиторской задолженности составляет 12,1% от суммы налоговых и неналоговых доходов бюджета за 2023 год. Относительно сумм поступлений за 2023 год, доля задолженности по налоговым доходам составляет 3,3% от общей суммы поступлений по налоговым доходам. В свою очередь, доля задолженности по неналоговым доходам составляет 61,2% от общей суммы поступлений по неналоговым доходам.

Анализ исполнения налоговых и неналоговых доходов бюджета показал, что администрирование налоговых и неналоговых доходов бюджета в 2023 году осуществлялось на чуть более высоком уровне, из 37 главных администраторов доходов 33 администраторов (89,2%) выполнили либо перевыполнили плановые показатели (в 2022 году 38 ГАДБ из 44).

Из 23 ГАДБ (структурных подразделений мэрии и контрольно-счетной палаты) в 2023 году не обеспечили планируемые поступления налоговых и неналоговых доходов в бюджет 2 ГАДБ (в 2022 году – 3 из 22).

Фактическое поступление налоговых доходов составило 30 193 788,8 тыс. рублей или 99,8% от уточненного плана. Отмечается положительная динамика поступлений налоговых доходов в 2023 году - рост к уровню 2022 года составил 3 275 016,6 тыс. рублей или 12,2%.

В результате внесения изменений плановый показатель по налоговым платежам, уплачиваемым населением и юридическими лицами, увеличен на 1 862 008,8 тыс. рублей (6,6%) и составил 30 254 817,4 тыс. рублей.

Неисполнение уточненного плана по налоговым доходам составляет 61 028,6 тыс. рублей (0,2%). При этом отмечается как неисполнение, так и перевыполнение уточненного плана по отдельным видам налоговых поступлений.

Наибольший объем перевыполнения отмечается по налогу на доходы физических лиц – на 29 525,1 тыс. рублей (0,1%), а наибольший объем неисполнения - по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, - на 77 949,4 тыс. рублей (26,5%).

В отчетном году, как и в предыдущих периодах, наибольший удельный вес в структуре поступивших налоговых платежей составляет НДФЛ (76,9%), доля которого выросла по сравнению с 2022 годом на 5,7 процентных пункта.

В отчетном периоде поступления от НДФЛ составили 23 229 525,1 тыс. рублей или 100,1% от уточненного плана. По сравнению с 2022 годом объем поступлений налога увеличился на 4 070 264,3 тыс. рублей (21,2%). Отмечается существенный рост поступлений НДФД в части суммы налога, превышающей 650 тысяч рублей, - на 682 298,5 тыс. рублей (29,4%). Первоначальный план в течение года был увеличен на 3 004 813,6 тыс. рублей или на 14,9%.

Темп роста НДФЛ во все уровни бюджета в отчетном году остался на высоком уровне – 121,2% (в 2022 году – 116,7%).

Так же, в 2023 году темп роста поступлений НДФЛ выше на 4,4 процентных пункта темпа роста фонда начисленной заработной платы работников крупных и средних предприятий города Новосибирска за январь – декабрь 2023 года по данным Новосибирскстата (116,8%).

Согласно информации УФНС по НСО (отчет 65-н) сумма задолженности перед бюджетом города по НДФЛ по состоянию на 01.01.2024 составляет 271 939,6 тыс. рублей, что выше аналогичных показателей 2022 года на 79,0%. Рост недоимки обусловлен, в том числе несвоевременной уплатой текущих платежей физическими и юридическими лицами; увеличением предельных сроков направления требования об уплате налогов на 6 месяцев; запретом на взыскание задолженности за счет денежных средств сумм равных прожиточному минимуму.

Уточненные плановые назначения по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, выполнены в сумме 3 124 186,7 тыс. рублей или на 99,8%.

Первоначальный план по данному виду налоговых доходов бюджета города уменьшен на 127 142,0 тыс. рублей (на 3,9%).

По сравнению с 2022 годом в отчетном периоде отмечается рост поступлений - на 132 040,7 тыс. рублей или на 4,4%.

Поступления в бюджет от уплаты земельного налога составили 99,2% к уточненному плановому показателю или в абсолютном выражении - 1 517 922,4 тыс. рублей, в том числе земельный налог с организаций – 1 314 725,1 тыс. рублей, с физических лиц – 203 197,3 тыс. рублей. В течение отчетного периода плановые назначения уменьшены на 705 234,2 тыс. рублей (31,5%).

Поступления земельного налога имеют тенденцию к сокращению - по сравнению с 2022 годом они значительно уменьшились - на 808 951,1 тыс. рублей (34,8%), что обусловлено снижением налоговой базы ввиду изменения кадастровой стоимости.

Плановые назначения по налогу на имущество физических лиц выполнены в сумме 1 083 969,8 тыс. рублей (100,4% от уточненных плановых назначений). По сравнению с 2022 годом поступление налога увеличилось на 102 398,3 тыс. рублей или на 10,4% в связи с ростом начисленной суммы налога исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости с применением корректирующего коэффициента.

В течение 2023 года плановые назначения скорректированы в сторону уменьшения на 2 850,0 тыс. рублей (0,3%).

По информации УФНС по НСО недоимка по налогу на имущество физических лиц, образовавшаяся по состоянию на 01.01.2024, сократилась относительно уровня 2022 года на 3,0 % и составила 284 571,2 тыс. рублей. При этом, за 2023 год удельный вес недоимки к объему начисленных платежей снизился на 4,4 процентных пункта и составил 23,9%. Взыскание задолженности является потенциальным резервом увеличения поступлений в бюджет города.

Уточненные плановые назначения по транспортному налогу выполнены в сумме 476 660,3 тыс. рублей или на 100,4%, в том числе по транспортному налогу с организаций – в сумме 106 540,2 тыс. рублей, с физических лиц – в сумме 370 120,1 тыс. рублей.

Первоначальный план по данному виду налоговых доходов бюджета города уменьшен на 18 883,2 тыс. рублей (на 3,8%).

По сравнению с 2022 годом в отчетном периоде отмечается рост поступлений - на 60 308,5 тыс. рублей или на 14,5%.

При этом, по информации УФНС по НСО, недоимка по транспортному налогу по состоянию на 01.01.2024 составила 190 681,1 тыс. рублей. По сравнению с началом 2023 года произошел ее рост на 33 550,0 тыс. рублей, или на 21,4%.

В совокупности доходы от пошлин поступили в сумме 352 042,3 тыс. рублей или 100,0% от уточненных бюджетных назначений. По сравнению с 2022 годом доходы от госпошлин уменьшились на 14 376,6 тыс. рублей (3,9%).

Поступление налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, составило 215 947,4 тыс. рублей или 73,5% от уточненных плановых назначений. Первоначальный план уменьшен на 269 689,2 тыс. рублей, или на 47,9%. По сравнению с 2022 годом поступление налога уменьшилось на 259 320,2 тыс. рублей, или в 2,2 раза.

Низкое исполнение обусловлено изменением порядка зачисления налогов в связи с внедрением института единого налогового платежа (оплата поступает в бюджет только после выставления начислений) и проведением возвратов переплаты по налогу.

Поступление акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории РФ, в 2022 году составило 207 567,4 тыс. рублей, или 100,3% от уточненных плановых назначений.

Плановые назначения представлены Министерством финансов и налоговой политики Новосибирской области исходя из протяженности автодорог 3 298,3 км и норматива отчислений в бюджет города от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории РФ, подлежащих зачислению в областной бюджет, на 2023 год в размере 2,22774%.

В 2023 году в бюджет города поступило 3 848,2 тыс. рублей единого сельскохозяйственного налога, уточненные плановые назначения исполнены на 93,8%. По сравнению с 2022 годом отмечается снижение поступлений в 2,6 раза.

В связи с отменой единого налога на вмененный доход с 1 января 2021 года из бюджета города в отчетном периоде возвращена излишне уплаченная сумма налога в объеме 17 850,3 тыс. рублей.

Неналоговые доходы составили 5 373 270,0 тыс. рублей (100,2% от уточненного плана). Первоначальный план по неналоговым доходам увеличен на 657 322,5 тыс. рублей или на 14,0%.

В 2023 году отмечается значительное снижение поступления неналоговых доходов - по сравнению с 2022 годом объем неналоговых доходов уменьшился на 633 229,1 тыс. рублей, что в относительном выражении составляет 10,5%. При этом, отмечается разнонаправленная динамика поступлений - снижение наблюдается по доходам от штрафов, санкций, возмещения ущерба – на 550 112,4 тыс. рублей (68,6%), доходам от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства - на 261 929,4 тыс. рублей (13,3%), и платежам при пользовании природными ресурсами – на 9 731,2 тыс. рублей (13,3%), в тоже время, поступления увеличились по доходам от использования имущества – на 161 998,0 тыс. рублей (6,9%) и от продажи материальных и нематериальных активов – на 27 431,0 тыс. рублей (3,4%).

В структуре неналоговых доходов в отчетном периоде доля основного бюджетообразующего источника неналоговых доходов - доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, выросла на 7,6 процентных пункта и составила 46,9%. Также увеличился удельный вес доходов от продажи материальных и нематериальных активов – на 2,1 процентных пункта до 15,4%. Доля платежей при пользовании природными ресурсами осталась на прошлогоднем уровне – 1,2%. По остальным видам неналоговых доходов отмечается снижение их удельного веса в общем объеме неналоговых доходов: доля доходов от штрафов, санкций, возмещения ущерба - на 8,6 процентных пункта, доходов от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства – на 1,0 процентных пункта.

Доходы от арендной платы за земельные участки и средства от продажи права на заключение договоров аренды земельных участков поступили в бюджет города в сумме 1 862 400,3 тыс. рублей и составили 100,0% от уточненных плановых назначений. По сравнению с 2022 годом доходы от аренды земли увеличились на 113 359,2 тыс. рублей (6,5%), что обусловлено усилением претензионно-исковой работы, а также увеличением доходов от продажи права аренды земельных участков.

Поступления в бюджет города составили по действующим договорам аренды – 1 450 539,4 тыс. рублей и право аренды с торгов – 288 497,5 тыс. рублей. По сравнению с 2022 годом доходы от аренды земли по действующим договорам уменьшились на 69 944,1 тыс. рублей (4,6%), а доходы бюджета от продажи права на заключение договоров аренды земли выросли на 59 939,9 тыс. рублей (26,2%).

Количество действующих договоров аренды земельных участков по состоянию на 01.01.2024 уменьшилось на 514 единиц относительно соответствующего периода 2022 года, и составило 15 143 единицы. Площадь аренды составляет 2 802,2 га или 11,0% земельных ресурсов города Новосибирска, находящихся в пользовании и владении юридических и физических лиц.

За 2023 год предоставлено 32 земельных участка путем проведения торгов площадью 30,7 га (в 2022 году – 25 земельных участков площадью 19,3 га).

В 2023 году произведено списание дебиторской задолженности в сумме 282 635,4 тыс. рублей, в том числе: признанной безнадежной к взысканию - в сумме 132 812,8 тыс. рублей, а также сомнительной задолженности - в сумме 149 822,6 тыс. рублей.

Просроченная дебиторская задолженность по доходам, получаемым в виде арендной платы за земельные участки, по состоянию на 01.01.2024 уменьшилась на 270 481,6 тыс. рублей (8,3%) и составила 2 994 328,4 тыс. рублей, в том числе пени – 447 834,3 тыс. рублей.

По данным ДЗиИО мэрии по состоянию 01.01.2024 задолженность по арендной плате за земельные участки, реальная к взысканию, составляет 50,1% от общей суммы задолженности. Нереальная к взысканию задолженность составляет 1 495 324,9 тыс. рублей.

Доходы от сдачи в аренду имущества, составляющего муниципальную казну, исполнены на 100,0%, фактически поступило в бюджет города 126 352,2 тыс. рублей, что ниже уровня 2022 года на 8 474,9 тыс. рублей (6,3%).

По данным ДЗиИО мэрии, являющегося администратором доходов от сдачи в аренду имущества, составляющего казну, в 2023 году арендный нежилой фонд составлял 73,7 тыс. кв. м. Снижение арендного нежилого фонда (на 5,4%), доходы от которого поступают в бюджет города, объясняется приватизацией арендуемого имущества, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства…», а также передачей прав арендодателя муниципальным предприятиям и учреждениям, исключением мест общего пользования, освобождением помещений под муниципальные нужды.

За 2023 год по результатам аукционов заключено 45 договора аренды муниципальных помещений площадью 5,3 тыс. кв. м, что больше, чем в 2022 году на 1,5 тыс. кв. м. Средний размер арендной платы за 1 кв. м в 2023 году увеличился на 2,3% относительно уровня 2022 года и составил 1 520,0 рублей.

Концессионная плата по заключенным соглашениям поступила в 2023 году в сумме 14 654,6 тыс. рублей, или 100,4% от уточненных плановых назначений.

Плановые назначения по доходам от платы за наём жилых помещений муниципального жилищного фонда, главным администратором которых является ДЭЖКХ города, выполнены в сумме 73 941,6 тыс. рублей (100,3%). По сравнению с уровнем 2022 года поступление данных доходов в 2023 году увеличилось на 6 045,5 тыс. рублей (8,9%).

Просроченная задолженность населения по платежам за наем муниципального жилищного фонда (свыше 2 месяцев) с учетом начисленной пени по платежу по данным Ассоциации некоммерческое партнерство «Объединенная расчетная система», ведущего учет средств по данному источнику доходов, за 2023 год увеличилась на 148,5 тыс. рублей (0,1%), до 162 080,9 тыс. рублей, что свидетельствует о недостаточном уровне проводимой претензионно-исковой работы.

За 2023 год в бюджет поступило доходов от размещения рекламных конструкций на объектах муниципальной собственности, администрируемых ДСА мэрии, в размере 146 720,2 тыс. рублей (100,5% от утвержденного плана), что ниже уровня 2022 года на 4 921,8 тыс. рублей (3,2%).

Утвержденные бюджетные назначения по доходам от перечисления части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей, исполнены в сумме 22 101,7 тыс. рублей, что составляет 100,0%.

Доходы от приватизации муниципального имущества, администрируемые ДЗиИО мэрии, поступили в объеме 249 063,8 тыс. рублей или 100,0% от уточненных плановых назначений. По сравнению с 2022 годом в доход бюджета поступило средств от приватизации муниципального имущества больше на 28 390,7 тыс. рублей (на 12,9%).

По итогам приватизации было продано 47 объектов, включая 1 долю города Новосибирска в праве общей долевой собственности на объекты недвижимости, на общую сумму дохода в бюджет 177 867,6 тыс. рублей, в том числе стоимость проданной в 2023 году доли города Новосибирска в праве общей долевой собственности на объект недвижимости составила 234,0 тыс. рублей, что на 102 987,5 тыс. рублей (36,7%) меньше относительно 2022 года. При этом в 2023 году площадь проданных объектов уменьшилась на 5,5 тыс. кв. м (в 1,5 раза), а средняя стоимость 1 кв. м проданных объектов увеличилась на 1,0% относительно прошлого отчетного периода и составила 20,7 тыс. рублей.

В 2023 году в бюджет города доходы от продажи земельных участков поступили в объеме 557 216,0 тыс. рублей, что составляет 100,1% от уточненных плановых назначений. В отчетном году доходов от продажи земельных участков поступило больше на 18 491,4 тыс. рублей (3,4%) по сравнению с 2022 годом.

Утвержденные бюджетные назначения по доходам от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства выполнены в сумме 1 712 714,0 тыс. рублей (100,3% от уточненного плана).

Доходы от оказания платных услуг за 2023 год составили 460 014,3 тыс. рублей (100,6% от уточненного плана), что на 653 541,4 тыс. рублей или в 2,4 раза меньше, чем в 2022 году. Данное уменьшение обусловлено изменением типа учреждений образования с казенного на бюджетное (автономное).

Доходы от компенсации затрат поступили в размере 1 252 699,6 тыс. рублей, что выше прошлогодних показателей на 391 611,9 тыс. рублей (на 45,5%). Рост поступлений по данному виду неналоговых доходов обусловлен увеличением поступления выручки от перевозки пассажиров МКП ГЭТ и МКП «Новосибгортранс» в соответствии с муниципальными контрактами.

Поступления по доходам от штрафов, санкций, возмещения ущерба составили 251 754,8 тыс. рублей (100,4%).

В 2023 году доходов от штрафов, санкций, возмещения ущерба по сравнению с 2022 годом поступило меньше на 550 112,4 тыс. рублей (на 68,6%), что обусловлено поступлением в 2022 году платежей в целях возмещения ущерба, причиненного муниципальному имуществу, по иску о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка в сумме 560,5 млн. рублей в рамках уголовных дел.

Доходы от платежей при пользовании природными ресурсами, запланированные в объеме 63 500,0 тыс. рублей, исполнены в сумме 63 471,8 (100,0%), в том числе: плата за негативное воздействие на окружающую среду – 61 949,0 тыс. рублей, плата за использование лесов – 1 522,8 тыс. рублей.

Бюджетные назначения по безвозмездным поступлениям исполнены в сумме 47 939 529,1 тыс. рублей (95,1%). В 2023 году темп роста безвозмездных поступлений от бюджетов других уровней составил 138,6%.

Обязательства вышестоящих бюджетов по перечислению в бюджет города межбюджетных трансфертов не исполнены на 2 253 411,9 тыс. рублей (4,5%).

Плановые назначения по субсидиям исполнены в сумме 20 664 291,5 тыс. рублей или 92,1%. В бюджет города не поступило 1 765 148,5 тыс. рублей, при этом по сравнению с 2022 годом объем межбюджетных субсидий увеличился на 8 189 784,7 тыс. рублей (65,7%).

Основные объемы неисполнения сложились по межбюджетным субсидиям на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности – на 1 081 490,2 тыс. рублей в связи с условием предоставления субсидий в пределах сумм, расходуемых в соответствие с заключенными договорами на оплату фактически выполненных объемов работ (строительство школ, станции метро «Спортивная», проектирование Дзержинской линии метрополитена). Кроме того, в бюджет города не в полном объеме поступили межбюджетные субсидии для расчетов за приобретаемый автомобильный и наземный электрический общественный пассажирский транспорт (нарушение сроков графика поставки), а также выделенные на благоустройство территории в пойме реки Каменка и Первомайского сквера (систематическое несоблюдение подрядчиками сроков, предусмотренных планом-графиком выполнения работ).

Исполнение плановых назначений по субвенциям и иным межбюджетным трансфертам составило 25 665 593,6 тыс. рублей (98,2%) и 1 729 889,6 тыс. рублей (98,6%), соответственно.

Расходы бюджета города исполнены в 2023 году в объеме 83 523 652,0 тыс. рублей, что выше уровня 2022 года на 23,4% - в номинальном выражении и на 15,3% - в реальном выражении. Уточненный план по расходам исполнен на 95,8%, что ниже уровня 2022 года на 0,8 процентных пункта.

В общем объеме расходов бюджета города доля расходов за счет безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы РФ составила в 2023 году 56,8%, что свидетельствует о высоком уровне финансовой зависимости от трансфертов из вышестоящих бюджетов.

Доля расходов «социальных» разделов увеличилась по сравнению с 2022 годом на 1,4 процентных пункта и составила 65,7% в общих расходах бюджета (в 2022 году – 64,3%), в основном за счет увеличения доли расходов по разделу «Социальная политика». Исполнение всех «социальных» разделов выше уровня исполнения расходной части бюджета в целом.

Из анализа данных отчетов ГРБС об исполнении бюджета следует, что ни одним из них бюджетные ассигнования не исполнены в точном соответствии с планом. Как следствие, бюджет не исполнен по всем разделам функциональной классификации расходов за исключением разделов 0800 «Культура, кинематография» и 1300 «Обслуживание государственного и муниципального долга».

Исполнение ниже среднего уровня (95,8%) сложилось по разделам: 0500 «Жилищно-коммунальное хозяйство» - 90,5%; 0400 «Национальная экономика» - 92,4% и 0100 «Общегосударственные вопросы» - 94,5%.

Мэрией продолжена работа по реализации мероприятий, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года. В 2023 году на обеспечение конкретных положений указов предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 21 519 054,9 тыс. рублей, исполнение составило 20 764 408,9 тыс. рублей (96,5%).

По данным ГРБС в 2023 году начисление среднемесячной заработной платы отдельных категорий работников производилось в соответствии с целевыми ориентирами, доведенными письмами министерства труда и социального развития НСО от 31.10.2023 № 11984-04-02-11/40 и министерства культуры НСО от 10.11.2023 № 3508-03-41/30 «О заработной плате педагогических работников дополнительного образования детей на 2023 год» где значение показателя на 2023 год «Среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности)», установлено в размере 52 493,0 рубля, а прогнозное значение заработной платы учителей НСО, применяемого в качестве целевого показателя заработной платы педагогических работников дополнительного образования детей - 53 278,0 рублей.

Кроме того, ДО мэрии целевые значения плановых показателей среднемесячной заработной платы и темп роста всех категорий работников установлены соглашениями с министерством образования НСО от 09.01.2023 № 35-ОД, № 35-ОП, № 35-ОВЗ и от 11.01.2023 № 35-ДО-2023.

Анализ исполнения указов Президента РФ показал, что по сравнению с 2022 годом, в 2023 году по данным ГРБС наблюдается рост среднемесячной заработной платы всех категорий работников.

В связи с тем, что итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки за 2023 год, на момент подготовки заключения не опубликованы, проанализировать достижение целевых индикаторов, установленных Правительством РФ не предоставляется возможным.

По данным ДО мэрии, фактическое значение показателя удовлетворенности местами в ДДОУ детей дошкольного возраста от 1,5 до 7 лет на 31.12.2023 составляет 100,0%.

В отчетном году мэрией города Новосибирска продолжена работа по обеспечению реализации положений указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

Общий объем финансирования национальных проектов запланирован в сумме 9 040 044,5 тыс. рублей (в 2022 году - 5 101 154,0 тыс. рублей), в том числе: 3 047 453,4 тыс. рублей - за счет средств федерального бюджета, 4 118 047,6 тыс. рублей - за счет средств областного бюджета, 1 245 335,3 тыс. рублей - за счет средств ГК «Фонда содействия реформирования ЖКХ» и 629 208,2 тыс. рублей - за счет средств бюджета города.

Из 13 национальных проектов и комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, в бюджете города предусмотрено финансирование 6 национальных проектов: «Демография», «Образование», «Жилье и городская среда», «Безопасные качественные дороги», «Культура» и «Экология».

Для создания дополнительных мест в детских дошкольных учреждениях для детей в возрасте до трех лет в рамках национального проекта «Демография» в 2022 году ДСА мэрии выделены бюджетные ассигнования для окончания строительства здания детского сада по ул. Гребенщикова, 4 в Калининском районе. Здание дошкольного отделения МАОУ СОШ № 219 на 320 мест, в том числе 95 мест для детей в возрасте до 3 лет, введено в эксплуатацию.

В рамках нацпроекта «Образование» бюджетные средства направлены на создание новых мест в общеобразовательных организациях. В 2023 году введены в эксплуатацию здания школ: по ул. Крылова, 18 в Центральном районе на 249 мест; по ул. Тургенева, 84 в Октябрьском районе на 975 мест (1 этап); по ул. Забалуева, 100 в Ленинском районе на 825 мест.

Анализ деятельности общеобразовательных организаций показал, что в 2023-2024 учебном году в 168 из 201 (83,6%) учебных заведений обучение ведется в двухсменном режиме, что затрагивает интересы 76 789 детей (36,1%), в 2022-2023 учебном году таких учебных заведений было 83,5%. Численность детей, обучающихся во вторую смену, в 2023-2024 учебном году по сравнению с прошлым учебным годом возросла на 4 776 учащихся (6,6%).

В рамках национального проекта «Жилье и городская среда» бюджетные средства направлены на:

благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов;

благоустройство общественных пространств - территория в пойме реки Каменка;

переселение граждан из жилищного фонда, признанного аварийным и подлежащим сносу;

на строительство ливневого коллектора по ул. Порт-Артурская до очистных сооружений для обеспечения жилмассивов «Чистая Слобода» и «Ереванский».

Одной из целей национального проекта «Безопасные качественные дороги» является увеличение доли автомобильных дорог города Новосибирска, соответствующих нормативным требованиям.

По данным ДТиДБК мэрии по состоянию на 01.01.2024 в нормативном состоянии находится 74,1% от общей протяженности автомобильных дорог, входящих в национальный проект.

В рамках нацпроекта «Культура» в отчетном году бюджетные средства направлены на реконструкцию здания музея по ул. Советской, 24, в Центральном районе (объект планируется ввести в эксплуатацию в 2024 году), а также на создание модельных библиотек нового поколения на базе «Библиотека им. Фадеева» МКУК ЦБС Ленинского района, предусматривающих ремонт, приобретение оборудования и пополнение книжного фонда.

В рамках нацпроекта «Экология» бюджетные средства направлены на ликвидацию несанкционированной свалки в Калининском районе города Новосибирска.

Капитальные вложения в объекты капитального строительства исполнены в сумме 7 913 677,3 тыс. рублей (82,8% от плана) и составили 9,5% к общему объему расходов. По сравнению с предыдущим годом, расходы на осуществление капитальных вложений выросли на 26,5%, а инвестиционная составляющая в расходах бюджета увеличилась на 0,3 процентных пункта.

Основную долю капитальных вложений в 2023 году составляли расходы, направленные на строительство и реконструкцию объектов образования; на строительство (приобретение) жилья, а так же выплаты гражданам в связи с изъятием жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу; на капитальные вложения в объекты коммунального строительства и в сфере транспорта – 50,8; 34,3; 6,8 и 5,1%, соответственно. Расходы, направленные на строительство автодорог и на реконструкцию (строительство) здания музея составили 1,7% и 0,9% от общего объема капитальных вложений, соответственно. Доля капитальных вложений, направленных на социальное обслуживание населения (строительство здания на территории социально-оздоровительного центра) и другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства (приют для животных), составила 0,3 и 0,2%, соответственно.

Исполнение расходов на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства за счет собственных средств бюджета города составило 75,9%, за счет средств ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ» - 88,2%, областного и федерального бюджетов – 79,3% и 100,0%, соответственно.

Низкое исполнение по данным ГРБС в основном обусловлено нарушением подрядчиками сроков исполнения условий муниципальных контрактов; отсутствием положительного заключения государственной экспертизы и разрешения на строительство по объекту; непредвиденными обстоятельствами в виде судебных споров.

Перечень объектов и объемы финансирования на 2023 год в решениях комиссии по вопросам осуществления капитальных вложений, согласованных мэром города Новосибирска, соответствуют перечням объектов и объемам финансирования, предусмотренных решением о бюджете на 2023 год.

В то же время, в нарушение положений раздела 3 Порядка осуществления капитальных вложений в объекты муниципальной собственности на территории города Новосибирска, утвержденного постановлением мэрии города Новосибирска от 15.05.2014 № 4125 (далее – Порядок осуществления капитальных вложений), бюджетные инвестиции в отдельные объекты капитальных вложений в 2023 году осуществлены ДСА мэрии и ДТиДБК мэрии при отсутствии подготовленных правовых актов мэрии.

Программные расходы бюджета в отчетном году составили 75 165 475,7 тыс. рублей (96,1%от плана), или 90,0% от общих расходов бюджета города. На реализацию мероприятий муниципальных программ (далее – МП, Программы) за счет средств бюджета города направлено 29 818 580,8 тыс. рублей (98,9% от плана), за счет межбюджетных трансфертов – 45 346 894,9 тыс. рублей (94,3% от плана).

В 2023 году в городе Новосибирске реализовывались мероприятия 21 МП.

Анализ реализации муниципальных программ показал, что в 2023 году существенно изменены плановые назначения (свыше 10,0%) по 15 из 21 МП.

В соответствии со ст. 179 БК РФ и п. 3.16. Порядка принятия решений о разработке муниципальных программ города Новосибирска, утвержденного постановлением мэрии города Новосибирска от 19.06.2014 № 5141 (далее – Порядок) муниципальная программа подлежит приведению в соответствие с решением Совета депутатов о бюджете города Новосибирска не позднее 1 апреля текущего финансового года.

Объемы финансирования всех МП, реализация которых осуществлялась в 2023 году приведены в соответствие с решением Совета депутатов от 21.12.2022 № 467 «О бюджете города Новосибирска на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» в установленный срок (до 01.04.2023).

По результатам проведенных Палатой экспертиз реализации МП в 2023 году установлено:

- из 21 МП, реализация которых осуществлялась в 2023 году, эффективность реализации 14 программ оценена разработчиками (ответственными исполнителями) на уровне «высокая эффективность»;

- эффективность реализации МП «Развитие физической культуры и спорта в городе Новосибирске» и МП «Профилактика правонарушений на территории города Новосибирска» оценена на уровне «средняя эффективность»;

- эффективность реализации Программ: «Формирование современной городской среды», «Жилищно-коммунальное хозяйство города Новосибирска», «Создание условий для осуществления гражданами права на жилище на территории города Новосибирска» на 2019-2023 годы оценена на уровне «удовлетворительная эффективность, необходима корректировка МП». При этом срок реализации МП «Создание условий для осуществления гражданами права на жилище на территории города Новосибирска» завершился в 2023 году, постановлением мэрии города Новосибирска от 07.11.2023 № 6172 утверждена МП «Создание условий для осуществления гражданами права на жилище на территории города Новосибирска» со сроком реализации 2024-2030 годы, соответственно, в отношении МП «Создание условий для осуществления гражданами права на жилище на территории города Новосибирска» на 2019-2023 годы корректировка Программы невозможна, формулировка «необходима корректировка МП» не имеет смысла;

- реализация МП «Развитие транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса на территории города Новосибирска» и МП «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Новосибирске» в 2023 году признаны неэффективными, с необходимостью пересмотра Программ;

- аналитические записки к отчетам о ходе реализации МП в отношении большего числа МП не содержат информации, позволяющей определить фактический объем и перечень работ, выполненных в рамках мероприятий Программ, которые имеют обобщенные и укрупненные формулировки;

- отчеты о ходе реализации МП и аналитические записки к отчетам не содержат информацию об исполнении планов реализации муниципальных программ, разработка которых предусмотрена п.п. 4.1.1 Порядка;

- в отношении отдельных МП отмечено наличие противоречий между степенью реализации мероприятий МП и уровнем достигнутых результатов реализации МП (например, высокая степень выполнения мероприятий МП и при этом недостижение установленных значений целевых индикаторов, установленных в МП для оценки степени достижения ожидаемых результатов, и наоборот), при этом, в аналитических записках к отчетам о ходе реализации Программ не приводится пояснений наличия указанного выше противоречия, что свидетельствует о недостаточно точном анализе данных при формировании набора целевых индикаторов и перечня мероприятий при разработке проекта Программы, либо об отсутствии взаимосвязи между ожидаемыми результатами реализации Программы и осуществленными затратами на реализацию мероприятий;

- по ряду МП отмечено отсутствие очевидной взаимосвязи между осуществленными расходами, степенью выполнения мероприятий Программ и фактическими значениями целевых индикаторов, отражающих степень решения задач и достижения целей соответствующей Программы;

- в отношении отдельных МП отмечены недостатки планирования значений количественных показателей мероприятий МП и целевых индикаторов, что может свидетельствовать о недостаточно точном анализе исходных данных для их расчета при установлении плановых значений, либо об отсутствии со стороны разработчика качественного управления Программой, в части своевременной корректировки плановых значений показателей мероприятий Программы и целевых индикаторов в соответствии с текущей социально-экономической ситуацией, что оказывает негативное влияние на достоверность и объективность оценки эффективности реализации МП;

- по ряду МП информация об источниках получения данных для определения целевых индикаторов указана в общем, без указания конкретного источника и периода их предоставления, при этом информация о ходе реализации МП также не содержит указания на источники получения данных и методику их расчета.

В целях совершенствования практики программно-целевого планирования ответственным разработчикам и исполнителям МП: «Социальная поддержка населения города Новосибирска»; «Формирование современной городской среды»; «Укрепление общественного здоровья на территории города Новосибирска»; «Электронный Новосибирск» срок реализации которых завершается в 2024 году, необходимо своевременно организовать работу по формированию проектов новых МП, с учетом актуальных приоритетов социально-экономического развития города Новосибирска, определенных в Стратегии, обеспечив при этом соблюдение принципов стратегического планирования, установленных Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ.

Удельный вес размещенных муниципальных закупок в общих расходах бюджета города составил 53,1% (в 2022 году – 36,9%). Объем закупок в рамках контрактной системы в 2023 году составил 46 231 773,0 тыс. рублей, что на 79,0% выше аналогичного показателя 2022 года.

Доля закупок при осуществлении конкурентных способов составляет 78,8% (36 439 343,0 тыс. рублей), закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) – 11,3% (5 226 694,0 тыс. рублей), закупок малого объема (до 600,0 тыс. рублей) – 9,9% (4 565 736,0 тыс. рублей).

Электронный аукцион является доминирующей процедурой в структуре конкурентных способов проведения закупок, доля стоимостного объема закупок этим способом составляет 82,0% от общего объема конкурентных закупок. В 2023 году при росте объема закупок данным способом (более чем в два раза), по сравнению с предыдущим годом наблюдается снижение количества контрактов на 7,1%.

В 2023 году, как и в предыдущем периоде, в связи с внесением изменений в ч. 10 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», отмечается значительное увеличение муниципальных закупок, осуществленных способом запроса котировок– в 3,5 раза (в 2022 – в 13,6 раза).

Также, в отчетном периоде наблюдается увеличение муниципальных закупок, осуществленных способом открытого конкурса, на 20,6%. Данный вид закупок позволяет делать большой выбор критериев отбора для поставщиков.

Общий объем закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) относительно показателя 2022 года уменьшился на 10,1% и составил 11,3% от общего объема заключенных контрактов.

Общий объем закупок по сделкам малого объема (до 600,0 тыс. рублей) относительно показателя 2022 года увеличился на 17,8%.

Наиболее конкурентным способом определения поставщика оставался электронный аукцион, на участие в котором в среднем было подано 3,8 заявки. На запрос котировок было подано в среднем 3,1 заявки. Наименее конкурентным являлся конкурс, на который в среднем подавалась 2,5 заявки. По сравнению с уровнем прошлого года общее количество заявок уменьшилось на 6,2%.

В разрезе отраслевых департаментов, управлений и комиссий наибольший объем произведенных закупок в суммовом выражении приходится на ДТиДБК мэрии, ДО мэрии и ДСА мэрии – 59,1%, 12,7 и 9,9%, соответственно.

В отчетном периоде размер снижения цены закупок в результате проведения конкурентных процедур увеличился на 31,4% и составил 1 104 680,0 тыс. рублей. При этом эффективность закупок (среднее значение снижения цены) составила 2,9%, что на 2,0 процентных пункта ниже показателя 2022 года.

Доля закупок с участием субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций составляет 32,8% от общего числа конкурентных закупок, при нормативном значении – 25,0%.

В 2023 году обеспечен контроль за использованием средств резервных фондов мэрии города Новосибирска. В отчетном периоде размер резервного фонда мэрии не превышал ограничений, установленных п. 3 ст. 81 БК РФ.

Выделение и использование средств из резервного фонда мэрии осуществлялось в соответствии с Порядком использования бюджетных ассигнований резервного фонда мэрии города Новосибирска, утвержденном постановлением мэрии от 02.06.2015 № 3862, согласно решениям комиссии по вопросам использования бюджетных ассигнований резервного фонда мэрии города Новосибирска о возможности (невозможности) выделения средств из резервного фонда. Основанием для выделения средств из резервного фонда являлся правовой акт мэрии города Новосибирска.

В ходе исполнения бюджета города на основании решений Совета депутатов о внесении изменений в бюджет города происходило уточнение объема бюджетных ассигнований резервного фонда мэрии.

Расходы бюджета на содержание аппарата управления в 2023 году составили 3 081 630,3 тыс. рублей или 98,1% утвержденных бюджетных назначений. По сравнению с 2022 годом расходы бюджета на содержание аппарата управления увеличились на 18,4%, что ниже уровня темпа роста расходов бюджета города (123,4%).

На 01.01.2024 общая численность работников органов местного самоуправления составила 2 350 человек, среднесписочная – 2 315 человек. Штатная численность на конец года увеличилась на 2 единицы (0,1%) и составила 2 443 человека, фактическая численность - на 22 человека (0,9%), а среднесписочная численность уменьшилась на 34 человека (1,5%).

Расходы на оплату труда работников аппарата управления в 2023 году составили 2 119 642,0 тыс. рублей или 120,3% к 2022 году, средняя начисленная заработная плата составила 76,3 тыс. рублей на одного работника и выросла по сравнению с 2022 годом на 13,8 тыс. рублей.

Расходы на исполнение публичных нормативных обязательств города составили 517 542,2 тыс. рублей (99,9%). По сравнению с 2022 годом расходы увеличились на 53 073,7 тыс. рублей (11,5%), что, в основном, обусловлено ростом объема выплат ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан, проживающим в городе Новосибирске.

За 2023 год поступили исполнительные документы на общую сумму 306 980,9 тыс. рублей, было взыскано 305 796,1 тыс. рублей, или 99,3% суммы, подлежавшей взысканию. По всем судебным решениям по денежным обязательствам, не исполненным по состоянию на 1 января 2024 года, не превышен максимальный срок исполнения, установленный Бюджетным кодексом РФ (3 месяца с момента предъявления в финансовый орган).

Сумма денежных обязательств по исполнительным документам, по которым принято решение об их уменьшении, в том числе, связанное с отзывом указанных документов, пересмотром решений судов, в иных аналогичных ситуациях, в 2023 году составила 2 959,2 тыс. рублей.

При плановом дефиците бюджета 1 100 000,0 тыс. рублей, бюджет 2023 года исполнен с дефицитом в сумме 17 064,2 тыс. рублей.

В соответствии с данными, представленными в муниципальной долговой книге города Новосибирска, объем муниципального долга на 1 января 2024 года составил 22 575 000,0 тыс. рублей и по сравнению с 1 января 2023 года уменьшился на 625 000,0 тыс. рублей (2,7%), что соответствует данным программы муниципальных внутренних заимствований на 2023 год.

В структуре муниципального внутреннего долга по видам заимствований отмечается рост доли задолженности по кредитам коммерческих банков – с 44,0% до 49,9%. В свою очередь, снижение общего объема долга по муниципальным облигациям на 16,9% (на 1 450 000,0 тыс. рублей) повлекло уменьшение его доли в общем объеме муниципального долга с 37,1% на 01.01.2023 до 31,7% - на 01.01.2024. При этом, доля задолженности по бюджетным кредитам незначительно снизилась - с 18,9% до 18,5%. Следовательно, сохранен диверсифицированный долговой портфель, позволяющий снизить риск уязвимости бюджета города от финансовых потрясений.

В 2023 году мэрией города Новосибирска произведено погашение амортизационных частей муниципальных облигаций 2016 и 2017 годов в общей сумме 1 450,0 млн. рублей.

По итогам 2023 года средневзвешенная ставка по выбранным кредитам составила около 12,55% годовых при средневзвешенном сроке около 3 лет.

Доля муниципального долга в объеме налоговых и неналоговых доходов бюджета города по состоянию на 01.01.2024 составляет 63,5%, что не превышает ограничений, установленных ст. 107 БК РФ.

Расходы на обслуживание муниципального долга в отчетном периоде составили 1 049 999,1 тыс. рублей (100,0% от плановых назначений). Объем расходов на обслуживание муниципального долга не превышает ограничений, установленных ст. 111 БК РФ.

Привлечение краткосрочных бюджетных кредитов Федерального казначейства РФ на пополнение остатка средств на едином счете бюджета города по ставке 0,1% годовых в 2023 году позволило сократить расходы на обслуживание муниципального долга в сумме 256,1 млн. рублей.

Расходы на выплату агентских комиссий и вознаграждения, составили 120,0 тыс. рублей. На оплату услуг по поддержанию кредитного рейтинга города Новосибирска и кредитных рейтингов выпусков муниципальных облигаций города направлено 550,0 тыс. рублей.

В соответствии с приказом министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области от 05.09.2023 № 46-НПА город Новосибирск отнесен к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости.

Активы и обязательства муниципального образования

Бюджетная отчетность об исполнении бюджета и отчетность бюджетных и автономных учреждений города Новосибирска за 2023 год сформирована в соответствии с действующим законодательством, формы бюджетной (бухгалтерской) отчетности представлены в полном объеме.

Валюта баланса исполнения консолидированного бюджета города Новосибирска, как и Валюта консолидированного баланса муниципальных бюджетных и автономных учреждений на начало отчетного 2023 года по сравнению с концом 2022 года претерпела изменение. Сумма баланса города увеличилась на 749 270,2 тыс. рублей (на 0,25%) и составила 299 332 829,8 тыс. рублей. Сумма баланса учреждений с 131 839 651,9 тыс. рублей увеличилась до 142 783 701,7 тыс. рублей (на 10 944 049,8 тыс. рублей или на 8,3%). Изменения связаны с изменением типа учреждений подведомственных департаменту образования и исправлением ошибок прошлых лет.

На конец отчетного 2023 года консолидированный баланс города Новосибирска составил 301 685 061,0 тыс. рублей. По сравнению с началом года этот показатель увеличился на 2 352 231,2 тыс. рублей (0,8%). Увеличение валюты баланса, обусловлено уменьшением стоимости нефинансовых активов на 17 273 423,6 тыс. рублей (10,6%) и увеличением стоимости финансовых активов на 19 625 654,8 тыс. рублей (14,3%).

Сумма баланса бюджетных и автономных учреждений на конец 2023 года составила 175 822 624,1 тыс. рублей, что на 33 038 922,4 тыс. рублей больше аналогичного показателя за 2022 год (на 23,1%).

Фактором, повлиявшим на увеличение валюты баланса бюджетных и автономных учреждений, в основном, явилось изменение типа учреждений, подведомственных департаменту образования.

Активы города Новосибирска состоят из нефинансовых и финансовых активов. На долю нефинансовых активов приходится 48%, финансовых – 52%.

Нефинансовые активы города на 01.01.2024 уменьшились по сравнению с 2022 годом на 17 273 423,6 тыс. рублей (на 10,6%) и составили 144 883 830,6 тыс. рублей.

Нефинансовые активы муниципальных бюджетных и автономных учреждений увеличились с 81 551 427,5 тыс. рублей на начало 2023 года до 91 146 899,0 тыс. рублей на конец (на 9 595 471,5 тыс. рублей или 11,77%).

В структуре нефинансовых активов города Новосибирска на конец 2023 года большую долю занимают нефинансовые активы имущества казны, их остаточная стоимость – 65 265 662,2 тыс. рублей или 45,0% всех нефинансовых активов. На долю непроизведенных активов (земельные участки учреждений) приходится 46 160 981,2 тыс. рублей или 31,9%. Доля остаточной стоимости основных средств нефинансовых активов города в 2023 году составила 12 567 204,1 тыс. рублей или 8,7%. Вложения в нефинансовые активы (незавершенное капитальное строительство) занимают 18 934 907,0 тыс. рублей или 13,1%; материальные запасы – 653 600,0 тыс. рублей или 0,5%. Прочие нефинансовые активы (остаточная стоимость нематериальных активов, права пользования активами, расходы будущих периодов) составили 1 301 476,1 тыс. рублей или 0,9%.

В структуре нефинансовых активов муниципальных бюджетных и автономных учреждений на конец 2023 года большую долю занимает кадастровая стоимость земельных участков – 44 084 392,2 тыс. рублей или 48,4%. Вторая по величине доля нефинансовых активов учреждений приходится на основные средства – 43 818 731,0 тыс. рублей или 48,1%. Прочие нефинансовые активы (нематериальные активы, материальные запасы, права пользования активами, вложения в нефинансовые активы и расходы будущих периодов) составили 3 243 775,8 тыс. рублей или 3,5%.

Финансовые активы города на 01.01.2024 увеличились на 19 625 654,8 тыс. рублей (на 14,3%) и составили на конец 2023 года 156 801 230,4 тыс. рублей или 52% в валюте баланса.

Финансовые активы в балансе муниципальных бюджетных и автономных учреждений имеют значение 84 675 725,1 тыс. рублей. Данный показатель увеличился по сравнению с прошлым отчетным периодом на 23 443 450,9 тыс. рублей (на 38,3%).

Финансовые вложения (с учетом вложения в финансовые активы) в сумме 114 939 327,3 тыс. рублей составляют 73,3% от структуры всех финансовых активов города.

Дебиторская задолженность города в структуре финансовых активов составляет 26,1%. На конец года дебиторская задолженность увеличилась на 4 731 929,1 тыс. рублей (на 13,1%) и составила 40 953 014,6 тыс. рублей.

В структуре дебиторской задолженности 82,7% занимает задолженность по доходам, которая увеличилась в течение отчетного периода на 3 111 039,9 тыс. рублей и на 01.01.2023 составила 33 861 013,3 тыс. рублей.

Дебиторская задолженность по выданным авансам увеличилась на 1 578 461,8 тыс. рублей и составила 4 952 903,4 тыс. рублей (12,1% в структуре дебиторской задолженности).

Дебиторская задолженность по ущербу и иным доходам на конец 2023 года составила 2 101 188,4 тыс. рублей, этот показатель незначительно больше аналогичного показателя предыдущего года на 1,0%.

12,0% дебиторской задолженности города является просроченной, основной причиной образования которой является несоблюдение сроков оплаты по договорам аренды имущества и земельных участков.

Дебиторская задолженность муниципальных бюджетных и автономных учреждений за 2023 год составляет 82 540 047,9 тыс. рублей. По сравнению с 2022 годом она увеличилась на 22 497 587,5 тыс. рублей или на 37,5%.

В составе дебиторской задолженности за счет средств, полученных на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, значительную долю (99,9%) занимает дебиторская задолженность учредителей по предоставлению субсидий на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов в сумме 81 364 362,0 тыс. рублей, (взаимосвязанный показатель учредителей и учреждений).

Общая сумма просроченной дебиторской задолженности по всем источникам по состоянию на 01.01.2024 составляет 14 634,4 тыс. рублей, что на 0,8% больше предыдущего года.

Обязательства города увеличились на 2 728 564,8 тыс. рублей (5,0%) и составили 57 171 132,3 тыс. рублей (19,0% от общей суммы баланса).

Существенную часть обязательств (39,5%) составила задолженность по долговым обязательствам.

Кредиторская задолженность структурных подразделений мэрии и муниципальных казенных учреждений города на конец отчетного периода уменьшилась на 352 945,2 тыс. рублей (на 12,8%) и составила на 01.01.2024 2 396 246,6 тыс. рублей (4,2% в структуре обязательств).

Большая часть кредиторской задолженности сложилась по расчетам по принятым обязательствам и составила в сумме 1 050 112,2 тыс. рублей.

Наиболее крупная из них приходится на задолженность по привлеченным средствам (заимствования) в сумме 850 000,00 тыс. рублей, по приобретению основных средств – 83 877,4 тыс. рублей, задолженность по приобретению материальных запасов – 47 636,9 тыс. рублей, задолженность по оплате труда – 49 407,4 тыс. рублей (текущая задолженность по зарплате за декабрь 2023 года); задолженность за коммунальные услуги – 9 265,7 тыс. рублей и др.

Кредиторская задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды в сумме 926 946,3 тыс. рублей является текущей и подлежит оплате в 2024 году.

По данным сводной бюджетной отчетности города Новосибирска по состоянию на 01.01.2024 просроченная кредиторская задолженность отсутствует.

Сумма кредиторской задолженности бюджетных и автономных учреждений по состоянию на 01.01.2024 увеличилась по сравнению с 2022 годом на 499 019,9 тыс. рублей и составила 1 406 333,1 тыс. рублей. Кредиторская задолженность учреждений состоит из задолженности за счет субсидий на выполнение муниципального задания – 124 629,9 тыс. рублей (8,9%), за счет субсидий на иные цели –879 262,7 тыс. рублей (62,5%), за счет собственных средств – 340 071,8 тыс. рублей (24,2%) и за счет субсидий на цели осуществления капитальных вложений – 62 368,7 тыс. рублей (4,4%).

Кредиторская задолженность бюджетных и автономных учреждений города, возникшая за счет средств, выделенных на выполнение муниципального задания, по состоянию на 01.01.2024 уменьшилась по сравнению с прошлым отчетным годом на 80 174,3 тыс. рублей (на 39,2%).

Просроченная кредиторская задолженность по субсидиям, выделяемым учреждениям на выполнение муниципального задания, на иные цели и на цели осуществления капитальных вложений на конец 2023 года отсутствует.

Структура субъекта бюджетной отчетности состоит из 23 главных администраторов доходов бюджета, 24 главных распорядителей бюджетных средств и 2 главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета города Новосибирска.

Количество главных распорядителей бюджетных средств города Новосибирска по сравнению с 2022 годом не изменилось.

Количество муниципальных учреждений на конец отчетного периода по сравнению с началом года не изменилось и составило 628, вместе с тем в течение года происходило изменение типа учреждений, подведомственных департаменту образования, и по состоянию на 01.01.2024 количество учреждений составляет: 40 казенных, 466 бюджетных и 122 автономных учреждения.

Анализ отчетности ГАБС

Представленные отчеты ГАБС об исполнении бюджета за 2023 год по структуре и содержанию соответствует нормам ст. 264.5 и 264.6 БК РФ, Положения о бюджетном процессе в городе Новосибирске, Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н (далее – Инструкция № 191н), Инструкции о порядке составления, предоставления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н (далее - Инструкция № 33н), Порядку формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденному приказом Минфина России от 24.05.2022 № 82н.

В соответствии с п. 10 Инструкции № 191н и п. 6 Инструкции № 33н отчетность ГАБС за 2023 год сформирована на 01.01.2024 и предоставлена в финансовый орган в срок, установленный приказом ДФиНП мэрии от 13.12.2023 № 273-од.

Бюджетная (бухгалтерская) отчетность ПБС и неучастников бюджетного процесса сформирована в соответствии с письмами ГАБС, в которых предусмотрен состав, сроки предоставления отчетности, порядок и особенности заполнения отчетности.

Годовая отчетность ГАБС и отчетность их подведомственных учреждений, предоставлена в полном объеме в соответствии с требованиями Инструкции № 191н и Инструкции № 33н.

Проведенная внешняя проверка выявила следующие факты неполноты, недостоверности, и иные недостатки годовой отчетности ГАБС и подведомственных учреждений.

Допущены нарушения при заполнении разделов и таблиц Пояснительной записки у ДТиДБК мэрии, ДИП мэрии, а также у отдельных ПБС, подведомственных ДИПРИП мэрии, ДТиДБК мэрии, ДЧСиВА мэрии, ДСИ мэрии, администрациям Кировского и Советского районов города.

Также выявлены нарушения при заполнении форм 0503128 «Отчет о бюджетных обязательствах» и 0503175 «Сведения об экономии при заключении государственных (муниципальных) контрактов с применением конкурсных способов» у ДТиДБК мэрии, ДСП мэрии, ДЧСиВАО мэрии, администраций Дзержинского, Калининского, Ленинского и Октябрьского районов.

В соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального Закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ на основании приказов ГАБС и руководителей учреждений проведена инвентаризация активов и обязательств. Однако, ДЧСиВАО мэрии и подведомственными ему ПБС проведена только инвентаризация активов, инвентаризация финансовых обязательств в 2023 году не производилась.

Соблюдение бюджетных полномочий ГАБС

В соответствии со ст. 38.1 и п. 2 ст. 158 БК РФ, в целях соблюдения принципа подведомственности расходов бюджета, на 2023 год приказами ГРБС утверждены перечни подведомственных муниципальных казенных учреждений, работающих по бюджетной смете.

Составление и ведение бюджетной росписи производилось ГРБС в соответствии со ст. 158, 219.1 БК РФ и Порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета города Новосибирска и бюджетных росписей главных распорядителей средств бюджета города (главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета города, утвержденным приказом ДФиНП мэрии от 15.09.2022 № 204-од (далее – Порядок ДФиНП мэрии).

Приказами ГРБС, за исключением ДЭЖКХ города, утверждены порядки составления и ведения бюджетной росписи.

В тоже время, ДСП мэрии актуализация порядка составления и ведения бюджетной росписи не произведена, а ГРБС: УОС мэрии, ДЧСиВАО мэрии, ДИП мэрии, администрацией Кировского района актуализация порядка составления и ведения бюджетной росписи произведена в течение 2023 года.

Палата обращает внимание, что утвержденный порядок ДЧСиВАО мэрии сформирован без учета отдельных требований, установленных в п. 6.1. Порядка ДФиНП мэрии.

Бюджетные ассигнования, доведенные до подведомственных получателей бюджетных средств, соответствуют бюджетной росписи ГРБС.

В соответствии со ст. 158, 221 БК РФ бюджетные сметы ГРБС и казенных учреждений составляются, утверждаются и ведутся в порядке, определенном ГРБС.

Субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставлялись в соответствии с требованиями, установленными ст. 78 БК РФ, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных ГРБС.

В соответствии со ст. 160.2-1 БК РФ приказами всех ГАБС утверждены порядки (положения) осуществления внутреннего финансового аудита.

В соответствии с п. п. «б» п. 3 ФС № 237н Советом депутатов, ДЧСиВАО, ДФиНП мэрии, ДСИ мэрии, ДИП мэрии, администрацией Кировского района принято решение о самостоятельном выполнении руководителем ГАБС действий, направленных на достижение целей осуществления ВФА (упрощенное осуществление внутреннего финансового аудита).

В нарушение п. 5 ст. 160.2-1 БК РФ внутренний финансовый аудит осуществлялся с нарушением положений федеральных стандартов внутреннего финансового аудита, установленными Министерством финансов РФ, ГАБС: ДСА мэрии, ДЭЖКХ города, ДСП мэрии, ДИПРИП мэрии, ДТиДБК мэрии, УОС мэрии, Мэрией, администрациями Дзержинского, Калининского, Ленинского, Октябрьского, Первомайского, Советского районов и администрацией Центрального округа по районам.

В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» учетная политика для целей бухгалтерского (бюджетного) и налогового учета разработана и утверждена приказами ГАБС.

При формировании учетной политики ГАБС руководствовались законодательством РФ о бухгалтерском учете и федеральными стандартами.

Несмотря на необходимость уточнения учетной политики в связи с применением при ведении бюджетного (бухгалтерского) учета с 1 января 2023 года федерального стандарта «Государственная (муниципальная) казна» и применению унифицированных форм электронных документов (п.6 приказ МФ РФ от 15.04.2021 № 61н) в учетной политике ГАБС – администрациями Дзержинского, Октябрьского, Советского районов изменения в ведении бухгалтерского учета не внесены.

В нарушение п. 7 ст. 8 ФЗ от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 13 СГС «Учетная политика» учетная политика ГАБС на 2023 утверждена не с начала отчетного года: ДТиДБК мэрии, ДИП мэрии, администрация Кировского района.

Кроме того, в нарушении п. 9 СГС «Учетная политика» на официальном сайте ГАБС – администрации Советского района, не размещены основные положения учетной политики.

 

По результатам внешней проверки Отчета об исполнении бюджета города Новосибирска за 2023 год Палата предлагает:

1. Утвердить Отчет об исполнении бюджета города Новосибирска за 2023 год.

2. Учесть изложенные в Заключении нарушения и недостатки, выявленные в ходе внешней проверки главных администраторов бюджетных средств, принять меры по их устранению и недопущению впредь, а также обеспечить контроль за реализацией плана мероприятий по устранению замечаний Палаты.

3. Главным администраторам бюджетных средств формировать отчетность в точном соответствии с нормативными требованиями Инструкции № 191н, исполнять полномочия в соответствии с требованиями ст. 158 БК РФ, усилить контроль за качеством отчетной информации, предоставляемой подведомственными учреждениями.

4. Обеспечить формирование учетной политики главными администраторами бюджетных средств в соответствие с требованиями Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и федеральных стандартов бухгалтерского учета.

5. Продолжить работу по разработке и реализации комплекса дополнительных мер, направленных на развитие доходного потенциала бюджета города Новосибирска.

6. С целью снижения дебиторской задолженности перед бюджетом города по налоговым и неналоговым доходам главным администраторам доходов бюджета продолжить работу по ее взысканию.

7. В целях повышения уровня исполнения бюджета города главным администраторам бюджетных средств обеспечить контроль за соблюдением сроков и условий исполнения заключенных муниципальных контрактов, в том числе реализуемых за счет межбюджетных субсидий.

8. В целях соблюдения требований, установленных разделом 3 Порядка осуществления капитальных вложений, не допускать осуществления бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности, на которые отсутствуют правовые акты мэрии.

9. В целях обеспечения принципа сбалансированности системы стратегического планирования продолжить работу по согласованию разрабатываемых документов стратегического планирования города Новосибирска по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям, показателям, финансовым и иным ресурсам и срокам реализации, что приведет к повышению качества планирования в целом и позволит в большей степени адаптировать документы стратегического планирования города Новосибирска для целей бюджетного планирования.

10. В целях повышения эффективности программно-целевого планирования:

10.1. Ответственным разработчикам и исполнителям МП срок реализации которых завершается в 2024 году, своевременно организовать на качественном уровне работу по формированию проектов новых МП с учетом имеющейся практики программно-целевого планирования и действующих на момент формирования проектов МП документов стратегического планирования города Новосибирска.

10.2. Ответственным разработчикам МП эффективность реализации которых в 2023 году оценена на уровне «удовлетворительная эффективность, необходима корректировка МП» и «неэффективная, с необходимостью пересмотра программы» и реализация которых продолжается в 2024 году, оперативно организовать работу по корректировке параметров Программ с учетом проведенного анализа причин, обусловивших низкий уровень эффективности реализации МП.

10.3. Продолжить работу по обеспечению обязательной взаимосвязи целевых индикаторов, характеризующих степень достижения целей и решения задач Программ, с объемами реализации мероприятий, предусмотренных Программами.

10.4. Обеспечить утверждение изменений в МП в части актуализации показателей МП с учетом текущей социально-экономической ситуации и объективных условий реализации МП, в целях повышения качества и достоверности оценки эффективности реализации МП.

11. В целях обеспечения устойчивости бюджета города Новосибирска, учитывая требования бюджетного законодательства в части оценки долговой устойчивости муниципальных образований, мэрии города продолжить проведение взвешенной долговой политики, направленной на сохранение объема муниципального долга на экономически безопасном уровне и минимизацию рисков, связанных с его обслуживанием и погашением.

12. Обеспечить осуществление внутреннего финансового аудита главными администраторами бюджетных средств в соответствии с требованиями ст. 160.2-1 БК РФ и федеральными стандартами внутреннего финансового аудита согласно его установленным целям.

 

 

Председатель контрольно-счетной

палаты города Новосибирска                                              Г. И. Шилохвостов



Боковая панель

Виртуальная приемная

Виртуальная приемная

В «Виртуальной приемной» вы сможете оставить ваше обращение
Вам нравится наш новый сайт?

Вам нравится наш новый сайт?

Проголосуйте! Нам очень важно ваше мнение.
Вакансии города

Вакансии

Сведения о вакантных должностях муниципальной службы

Поиск по сайту

Популярные услуги в вашем регионе

Виртуальная приемная

Виртуальная приемная

В «Виртуальной приемной» вы сможете оставить ваше обращение
Вакансии

Вакансии

Сведения о вакантных должностях муниципальной службы