В пяти проверяемых учреждениях средства, выделенные им на создание модельной библиотеки, использованы на мероприятия, указанные в п.5, п/п «а» п. 11 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.03.2019 №281, а именно:
- на создание современного библиотечного пространства (проведение текущих ремонтных работ, необходимых для реализации проекта, приспособление внутреннего пространства библиотеки к потребностям пользователей – «зонирование территорий», включая создание условий для обслуживания лиц с ОВЗ, приобретение удобной, комфортной и современной мебели, организация надлежащего освещения, приобретение телевизоров, интерактивного и игрового оборудования);
- на пополнение фондов библиотек новыми книжными изданиями;
- на оснащение высокоскоростным широкополосным доступом к сети «Интернет», доступом к ГИС «Национальная электронная библиотека», к современным отечественным информационным ресурсам научного и художественного содержания и др.;
- на приобретение необходимого оборудования для обеспечения доступа к информационным ресурсам, внедрение информационных систем в работу с пользователями (приобретение компьютеров, ноутбуков, в том числе для лиц с ОВЗ, RFID- оборудования);
- на профессиональную переподготовку и повышение квалификации основного персонала муниципальной модельной библиотеки.
В ходе анализа муниципальных контрактов, заключенных учреждениями в рамках реализации мероприятий по созданию модельной библиотеки, и документов об их исполнении установлено, что расходы учреждений направлены на создание модельных библиотек, согласно Методическим рекомендациям по модернизации муниципальных библиотек на основе модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки, утвержденным замминистра культуры РФ Яриловой О.С.
Нецелевого расходования средств при проверке не установлено, однако выявлен факт неправомерного расходования бюджетных средств в размере 12 000,0 руб.
МКУК ЦБС Кировского района в нарушение Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов…, утвержденных постановлением правительства РФ от 18.03.2019 №281, направлены бюджетные средства в сумме 12 000,0 руб. на обучение лиц, не являющихся работниками модельной библиотеки (начальник отдела обслуживания «Центральной районной библиотеки им. А.С. Макаренко» и заместитель директора по библиотечной работе МКУК ЦБС Кировского района, к тому же относящийся не к основному, а к административно-управленческому персоналу).
Кроме того, при проверке исполнения муниципальных контрактов установлены следующие нарушения:
в МКУК ЦБС Центрального округа:
- выявлен единичный факт нарушения Порядка применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденного приказом Минфина России №209н;
- установлены факты нарушения предусмотренных контрактами сроков поставки со стороны исполнителей, по которым Учреждением в нарушение ст.521 Гражданского кодекса РФ и условий контрактов не предъявлены поставщикам штрафные санкции.
в МКУК ЦБС Октябрьского района:
- выявлен единичный случай несвоевременной оплаты Учреждением за поставленную продукцию в нарушения ст.309 Гражданского кодекса РФ об исполнении обязательств надлежащим образом.
При проведении проверки правомерности заключения контрактов с единственным поставщиком установлено нарушение требований Федерального закона № 44-ФЗ и Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» у четырех из пяти проверенных учреждений. Учреждениями (МКУК ЦБС Центрального округа, МКУК ЦБС Кировского района, МБУК ЦБС Первомайского района, МБУК ЦБС Ленинского района) заключались идентичные контракты на сумму не более 600 тыс. рублей с целью ухода от публичных конкурентных процедур.
При проведении проверки обоснования начальной максимальной цены контракта (далее - НМЦК) в МКУК ЦБС Октябрьского района и МБУК ЦБС Ленинского района нарушений не установлено.
МКУК ЦБС Центрального округа документы, подтверждающие обоснование НМЦК методом сопоставимых рыночных цен по всем процедурам определения поставщика, к проверке не предоставлены в связи с их отсутствием. Учреждение не обеспечило должное хранение закупочной документации. В нарушение ст. 22 Федерального закона № 44-ФЗ, не представляется возможным оценить обоснованность установленной НМЦК по всем процедурам определения поставщика в виду отсутствия подтверждающих документов.
При проведении контрольного мероприятия в МБУК ЦБС Кировского района и МБУК ЦБС Первомайского района палатой установлено, что в МБУК ЦБС Кировского района в 4-х коммерческих предложениях, а в МБУК ЦБС Первомайского района в 8-и коммерческих предложениях, использованных для обоснования НМЦК, отсутствовал обязательный реквизит документа – дата. Отсутствие даты в коммерческих предложениях не даёт возможности оценить актуальность цены на момент проведения закупки и ставит под сомнение обоснованность НМЦК.
По результатам контрольного мероприятия направлены представления об устранении нарушений директорам МБУК ЦБС Центрального округа, МБУК ЦБС Кировского района, МБУК ЦБС Первомайского района и МБУК ЦБС Ленинского района.
Согласно ответам учреждений:
В МБУК ЦБС Центрального округа, МБУК ЦБС Первомайского района проведены заседания комиссий по рассмотрению представления КСП, приняты решения об усилении контроля за исполнением поставщиками условий контрактов и своевременное применение мер по удержанию неустойки.
На рабочих совещаниях в МБУК ЦБС Кировского района, МБУК ЦБС Ленинского района приняты решения об усилении контроля за соблюдением требований Федерального закона №44-ФЗ и Федерального закона № 135-ФЗ.
Приказами директоров МБУК ЦБС Первомайского района и МБУК ЦБС Ленинского района привлечены к дисциплинарной ответственности контрактные управляющие учреждений.