Проверка эффективности использования средств бюджета города Новосибирска, выделенных на обеспечение деятельности муниципального казенного учреждения города Новосибирска «Гормост» за 2021–2022 годы

Проверка эффективности использования средств бюджета города Новосибирска, выделенных на обеспечение деятельности муниципального казенного учреждения города Новосибирска «Гормост» за 2021–2022 годы

В соответствии с планом работы Контрольно-счетной палаты города на 2023 год проведена проверка эффективности использования средств бюджета города Новосибирска, выделенных на обеспечение деятельности муниципального казенного учреждения города Новосибирска «Гормост» за 2021-2022 годы.

В проверяемом периоде финансовое обеспечение деятельности МКУ «Гормост» осуществлялось главным распорядителем бюджетных средств – Департаментом транспорта мэрии за счет ассигнований, предусмотренных в бюджете города Новосибирска в рамках муниципальной программы «Развитие транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса на территории города Новосибирска», утвержденной Постановлением мэрии города Новосибирска № 4030 и непрограммного направления деятельности.

В 2022 году учреждению в рамках реализации программы «Региональная и местная дорожная сеть» национального проекта «Безопасные качественные дороги» на реализацию мероприятий по устойчивому функционированию автомобильных дорог местного значения и искусственных сооружений на них, дополнительно предусмотрено средств в объеме 695,9 млн. рублей, из них:

  • 94,1% средства Федерального бюджета;
  • 3,9% - средства бюджета Новосибирской области
  • 2,0% - средства бюджета города Новосибирска.

Финансирование МКУ «Гормост» осуществлялось в соответствии с утвержденной Департаментом транспорта мэрии сметой расходов.

Исполнение сметы расходов МКУ «Гормост» за 2021–2022 годы по кодам экономической классификации отражено в таблице на слайде.

До 2022 года основную долю более 82,6% в структуре расходов учреждения составляли прочие расходы, а именно расходы по налогу на имущество.

В 2022 году в связи с выделением средств на ремонт объектов мостов и путепроводов в рамках национального проекта «БКД», на обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры основная доля пришлась на расходы, выделенные на работы, услуги по содержанию имущества 68,6%.

Доля прочих работ и услуг возросла на 2,9 процентных пункта и составила 4,2% в основном за счет выделенных средств на разработку проектно-сметной документации на ремонт объектов искусственных сооружений.

Удельный вес расходов на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда составил в 2022 году 3,0%.

Рост расходов на увеличение стоимости основных средств и материальных запасов в 9,8 раз обусловлен в основном приобретением видеонаблюдения для Бугринского моста и базы на ул. Моторной, а также легкового автомобиля и специального оборудования для содержания мостов.

В течение проверяемого периода учреждением инициирован к выполнению ряд проектов по ремонту мостов, путепроводов и прочих сооружений (т.е. проведены проектные работы, подготовлена ПСД, заключены муниципальные контракты с подрядчиками) на общую сумму 2млрд.538млн. рублей. В таблице на слайде представлена расшифровка в разрезе подрядчиков и объектов строительства,

В рамках контрольного мероприятия произведено выборочное подробное рассмотрение, взаимное сопоставление и анализ представленных актов приёмки выполненных работ с данными исполнительной документации, проектно-сметной документацией и результатами работы привлечённого строительного контроля. Это позволило сделать ряд неутешительных выводов.

Так, проверкой деятельности учреждения выявлен большой перечень недостатков и несоответствий, который приведен в тексте акта. Основные нарушения и несоответствия, способные повлиять на эффективность расходования средств, выделенных на обеспечение деятельности учреждения, касаются следующих вопросов:

1. В течение проверяемого периода в соответствии с постановлениями мэрии города Новосибирска № 289 и № 774 определены нормативы расходов на ремонт и содержание автомобильных дорог, но расчет размера бюджетных ассигнований на МКУ «Гормост» осуществлялся не в соответствии с ними.

2. Представленные к проверке сметы на производство ремонтных работ изначально составлены с заложенным значительным удорожанием стоимости работ, что создаёт условия для неэффективного расходования бюджетных средств, поскольку на основании искажённой сметной документации формируется НМЦК при проведении конкурентных процедур и осуществляется заключение муниципальных контрактов. В разрезе объектов выявленные завышения смет составили:

  • по Октябрьскому мосту - в сумме 325,2 млн. рублей;
  • по путепроводу по ул. Октябрьская магистраль» – в сумме 8,5 млн. рублей;
  • по пешеходным галереям путепроводов через ул. Ипподромская» – в сумме 2,2 млн. рублей.

Приведённые в акте примеры говорят о том, что применяемая в проверяемом периоде в мэрии система разработки, принятия и контроля сметной документации и определения стоимости ремонтных работ не эффективна, т.к. не в состоянии своевременно выявить значительные несоответствия как в стоимости используемых материалов, так и в количественных параметрах нормативного расхода материала на заявленный объём работ.

3. Выявлено завышение стоимости фактически выполненных и принятых заказчиком в проверяемом периоде работ всего на сумму 69,5 млн. рублей, в том числе по объектам:

А) по Октябрьскому мосту на сумму 60,1 млн. рублей

Б) по путепроводу по ул. Октябрьская магистраль на сумму 7 млн. рублей

В) По пешеходным галереям путепроводов через ул. Ипподромская на сумму 2,4 млн. рублей.

По всем объектам в большей части завышение стоимости обусловлено тем, что на практике реализовался риск, заложенный в сметной документации.

4. Необоснованно приняты заказчиком и оплачены работы, фактически не выполненные в полном объеме на момент сдачи, а также выполненные с нарушением технологии производства работ или не соответствующие требованиям проектной документации - всего на сумму 172,1 млн. рублей, в том числе по объектам:

  • Октябрьский мост – 127,4 млн. рублей;
  • Путепровод по ул. Октябрьская магистраль – 44,7 млн. рублей.

5. Совокупность выявленных в ходе контрольного мероприятия несоответствий и нарушений позволяет сделать выводы, что:

  • в учреждении в течение проверяемого периода не осуществлялся или осуществлялся не должным образом входной контроль проектно-сметной документации;
  • исполнительная документация оформляется формально, так как не соответствует фактически выполненным работам;
  • строительный контроль за выполнением работ в соответствии с проектной документацией не осуществляется или осуществляется не должным образом.

Система контроля и приёмки работ от подрядчиков в МКУ «Гормост» в течение проверяемого периода не работоспособна и фактически способствует (а не препятствует) предъявлению к оплате актов выполненных работ, содержащих недостоверную информацию и необоснованному выделению бюджетных средств подрядчикам.

В нарушение закона № 402-ФЗ в Учреждении отсутствует надлежащим образом функционирующая система внутреннего контроля за достоверностью предоставления информации о фактически выполненных подрядчиками объёмах работ.

В нарушение требований Бюджетного кодекса РФ учреждением, как получателем бюджетных средств, не реализованы полномочия по обеспечению результативности использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

6. Помимо перечисленного выше, это выражается в том, что новые объекты инфраструктуры (такие как кабельная линия ВЛ 10кВ и трансформаторная подстанция), созданные в рамках реализации муниципального контракта на ремонт Октябрьского моста стоимостью 16,1 млн. рублей, не сформированы в учёте, не приняты в состав муниципального имущества и не переданы для содержания и обслуживания соответствующим организациям.

7. Недостаточная ответственность за некачественное оказание услуг по строительному контролю привела к ненадлежащему исполнению обязанностей по муниципальным контрактам и, как следствие, неэффективному расходованию средств в сумме 5,9 млн. рублей.

Привлечение к оказанию услуг строительного контроля подрядчиков, фактически не выполняющих свои обязанности по контролю и действующих в интересах основного подрядчика по исполнению работ на объекте, работу которого фактически должен контролировать привлеченный эксперт, одновременно создает условия для дважды необоснованного расходования бюджетных средств: с одной стороны фактическое отсутствие надлежащего контроля за деятельностью подрядчика создаёт условия для приёмки и предъявления к оплате генподрядчиком фактически не выполненных на объекте объёмов работ и стоимости фактически не использованных на объекте материалов, а с другой стороны приёмка фактически не выполненных надлежащим образом услуг эксперта по строительному контролю приводит к дополнительному расходованию бюджетных средств на оплату фактически отсутствующих услуг.

8. В нарушение ст.39.1 Земельного кодекса земля под частью объектов недвижимости и сооружениями, закрепленными за МКУ «Гормост», не оформлена и не передана Учреждению ни в какой форме.

9. В рамках контрольного мероприятия установлено, что 6 единиц техники учреждения из 11 имеет фактическую загрузку ниже 30%, а 4 единицы техники – ниже 15%. Низкая загрузка в производственной деятельности переданного на баланс муниципального имущества (техники) является примером неэффективного использования предоставленных учреждению ресурсов.

В связи с этим учреждение несёт неэффективные расходы по оплате труда водителей в условиях фактического отсутствия потребности в них в полном объёме. Исходя из расчёта размера оплаты труда за фактически отработанные водителями дни при отсутствии выходов на линию неэффективные расходы составили 1,7 млн. рублей за проверяемый период.

10. Учреждением не выполнены Мероприятия по устранению недостатков и нарушений, выявленных в ходе предыдущей проверки деятельности учреждения в части осуществления контроля за размещением кабелей и других коммуникаций по конструкциям и каналам в мостовых сооружениях и путепроводах, с целью получения доходов. Плата за размещение коммуникации ресурсоснабжающих организаций (таких как «СГК» / «СИБЭКО» / НТСК», «РЭС» и т.п.) не взимается.

11. В нарушение требований закона 44-ФЗ в Учреждении после увеличения совокупного годового объёма закупок свыше ста миллионов рублей в 2022 году не создана контрактная служба. В 2022 году согласно плану-графику, размещённому в системе, размер совокупного годового объёма закупок на 2022 год составил – 804,8 млн. рублей.

12. В нарушение требований закона 44-ФЗ не обеспечено хранение закупочной документации не менее 6 лет. Отсутствует документация, подтверждающая обоснование НМЦК.

13. Выявлено злоупотребление правом заказчика изменять существенные условия муниципальных контрактов в пользу подрядчиков.

Например, Учреждение во исполнение распоряжений мэра заключило дополнительные соглашения к муниципальным контрактам с изменением размера авансов и графиков их выплаты. Таким образом, в проверяемом периоде Учреждением предоставлено в беспроцентное пользование подрядчику ООО «СТС-Плюс» - 70,9 млн. рублей и подрядчику ООО «СпецТрансСтрой» - 413,3 млн. рублей, что привело к неэффективному использованию денежных средств в размере 484,2 млн. рублей

Другой пример: исполнитель ООО «Гидропроект» полностью получив оплату за два муниципальных контракта на выполнение проектов не выполнил работу в срок. Заказчиком на момент проверки пени и штрафные санкции не выставлялись. Неэффективное использование средств составило 20,7 млн. рублей.

Установленные факты заключения дополнительных соглашений в конце года к муниципальным контрактам об увеличении размера авансового платежа, улучшающие финансовые условия для поставщиков, свидетельствуют о наличии свободных финансовых ресурсов на конец отчётного периода, которые при необходимости, могли быть перераспределены на другие цели.

Кроме того, внося данные изменения, выполняемые на стадии реализации уже заключённого муниципального контракта, фактически приводят к тому, что Учреждение, с одной стороны, ограничивает конкуренцию на закупочных процедурах, а, с другой стороны, создаёт условия для заключения контракта на невыгодных для муниципального бюджета условиях.

Внутрихозяйственные факторы, характеризующие деятельность учреждения в 2021–2022 годах и негативно влияющие на эффективность расходования бюджетных средств это:

  • низкая эффективность закупочной деятельности и нарушение требований законодательства в области закупочной деятельности;
  • отсутствие эффективной системы внутреннего контроля сразу по ряду направлений деятельности, в том числе в результате невыполнение сотрудниками возложенных на них функций;
  • низкая экономическая эффективность использования переданного муниципального имущества
  • наличие рисков сохранности имущества;
  • наличие фактов неэффективного и необоснованного расходования средств.

Совокупность перечисленных факторов совместно с результатами оценки по критериям эффективности приводят к оценке эффективности расходования бюджетных средств учреждением в проверяемом периоде как «низкую».

По результатам проведения проверки:

  • подготовлен акт от 01 декабря 2023 года;
  • в адрес предприятия направлено представление с требованием устранить выявленные нарушения.

Руководством предприятия предоставлен ответ с перечнем мероприятий, направленных на устранение, часть из которых к настоящему моменту уже выполнена.

Материалы проверки отправлены в правоохранительные органы.

Боковая панель

Виртуальная приемная

Виртуальная приемная

В «Виртуальной приемной» вы сможете оставить ваше обращение
Вам нравится наш новый сайт?

Вам нравится наш новый сайт?

Проголосуйте! Нам очень важно ваше мнение.
Вакансии города

Вакансии

Сведения о вакантных должностях муниципальной службы

Поиск по сайту

Популярные услуги в вашем регионе

Виртуальная приемная

Виртуальная приемная

В «Виртуальной приемной» вы сможете оставить ваше обращение
Вакансии

Вакансии

Сведения о вакантных должностях муниципальной службы